Рынки

Фортификация против авитаминоза

Повышенная энергетическая ценность пищевого рациона за счет животных жиров и углеводов, дефицит белков, витаминов и микроэлементов свидетельствует о значительном отклонении от формулы рационального питания не только в Украине, но и многих других странах. Частично решить эту проблему способна фортификация продуктов питания.

На днях в Киеве прошла конференция на тему «Фортификация пищевых продуктов: мировой тренд и перспективы для украинского бизнеса». Инициатором проведения мероприятия выступила Европейская бизнес ассоциация совместно с немецким концерном BASF в Украине — мирового лидера в области фортификации продуктов питания. Участники мероприятия обсудили важность технологии обогащения продукции пищевой промышленности для снижения уровня заболеваний среди населения планеты, а также экономические выгоды, которые получают производители от ее имплементации.

Фортификация (обогащение) продуктов питания — это преднамеренное увеличение содержания витаминов и микроэлементов в продуктах ради улучшения питательных качеств пищи и положительного влияния на общественное здоровье. Практика обогащения продуктов питания широко применяется в мире. В частности, обогащение муки микродобавками практикуется в Северной Америке и Европе более 70 лет. В США обязательное включение в состав муки соединений железа было введено во время Второй мировой войны, когда у новобранцев была обнаружена высокая степень анемии.

Сейчас спрос на фортифицированную продукцию в мире колоссальный. Ведь почти треть людей в мире не получают достаточно витаминов и микроэлементов, что приводит не только к ухудшению индивидуального здоровья, но также увеличивает расходы государств на здравоохранение и снижает общую эффективность экономики.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за следующие 12 месяцев дефицит витаминов и минералов станет причиной смерти 1 млн. детей до достижения пяти лет, смерти 50 тыс. женщин во время или вскоре после родов, рождения 19 млн. детей с нарушениями интеллектуального развития, рождения 100 тыс. детей с психическими расстройствами, а потери в сфере производительности труда среди взрослого населения составят $6 млрд.

В Украине 24% детей дошкольного возраста страдают на нехватку витамина А. Недостаток витамина D был зарегистрирован в 81,8% лиц, 13,6% обследованных имели авитаминоз витамина D. Вторичный гиперпаратиреоз был диагностирован у 11,9% пациентов.

Наибольшим спросом фортифицированная продукция пользуется в развивающихся странах Африки и Азии, где население особенно страдает от нехватки питательных микроэлементов. В то же время, потребность в обогащенных продуктах питания есть  и в развитых странах.

Ранее представители 159 стран мира, в том числе Украина, приняли «Всемирную декларацию и программу действий в области питания», взяв на себя обязанности устранить хронический недостаток в рационе питания основных витаминов, микроэлементов и других необходимых соединений. Между тем, для нашей страны фортификация достаточно новая, поэтому системной поддержки на государственном уровне пока недостаточно.

По словам президента Ассоциации диетологов Украины Олега Швеца, в Украине разработан План профилактики и контроля инфекционных заболеваний. В частности, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, диабета, а также хронических заболеваний легких. «Там есть отдельный раздел по питанию. И часть этого раздела как раз посвящена преодолению дефицита витаминов и микронутриентов. То есть, это то что сейчас в планах, которые пора реализовывать», — заявил он.

Диетолог подчеркнул: рацион среднестатистического украинца оставляет желать лучшего, хотя и требует более досконального изучения. «Если посмотреть на доступные данные, опрос домашнего хозяйства, которое проводит Госстат, мы видим, что рацион не является идеальным. Люди употребляют много продуктов, которые проходят термическую обработку, с большим количеством соли, сахара и других не очень полезных элементов. У нас очень плачевная ситуация с йодированной солью. Она на грани позора. Только две страны в Европе не имеют данных по соли. И мы продолжаем свой собственный путь», — резюмировал Швец.

В Украине на эндемичных по йоду территориях проживает около трети населения. В новых экономических условиях потребления рыбы и морепродуктов, которые содержат много йода, резко уменьшилось. Поэтому основным методом профилактики йододефицитных заболеваний является йодирование продуктов питания. Однако йодированная соль решает проблему лишь частично. Йод в ней содержится в виде соединения, неустойчивой при хранении и термической обработке, поэтому нормы обогащения повысили до 40 мг на 1 кг продукта.

Между тем, есть данные о негативных последствиях многолетней йодной профилактики эндемического зоба йодированной солью. Так, в США, Австралии, Германии наблюдается увеличение до 1,5% заболеваний гипертиреозом после 11-15-летней йодной профилактики солью или таблетками йода. В Дании продажа йодированной соли вовсе запрещена.

Директор департамента продовольствия Минагрополитики Николай Мороз обратил внимание на необходимость устранения бюрократических процедур на пути добровольной фортификации. «Если продукция поставляется на внутренний рынок, предприятия должны ориентироваться на закон о безопасности продуктов питания, в котором указывается, что в случае обогащения своей продукции какими-то микроэлементами, производитель должен иметь исследование касательно их безопасности. Вы также не можете маркировать свою продукцию утверждая, что тот или другой элемент дает какие-то преимущества для здоровья. Это очень важно, так как за этим очень тщательно следит Антимонопольный комитет и Госпотребслужба. К сожалению, производитель не хочет рисковать утверждением о пользе продуктов питания побаиваясь контролирующих органов. Им легче отойти от этих бюрократических процедур, не создавая себе лишних проблем», — сказал он.

В то же время, Мороз подчеркнул, что Минагрополитики провело консультации с отечественными производителями по техническим возможностям фортификации, которые подтвердили готовность обогащать свою продукцию. «У них уже есть такая возможность или они готовы поставить оборудование в кратчайшие сроки. Единственное — необходимо масштабное исследование, которое бы подтвердило или опровергло необходимость фортификации продукции для населения Украины. Это уже компетенция Минздрава», — сообщил Мороз.

В свою очередь, директор по обогащению пищевых продуктов и партнерства международного концерна BASF Aндреас Блютнер заявил, что обогащение пищевых продуктов является отличной инвестицией в сферу питания, здравоохранения, образования и экономику в целом. «Экспортные рынки требуют фортифицированных продуктов, поскольку это экономически выгодный способ улучшить качество питания. В 75 странах есть государственные программы фортификации муки, более чем в 30 странах – фортификации масла, и совсем немного стран в мире не имеют программ йодирования соли», – отметил он.

По его словам, фортификация своей продукции позволяет предприятию выделиться на внутреннем и экспортном рынках. «Действенный способ для бизнеса дифференцировать свой продукт в рыночной конкуренции — это добавить здоровую составляющую добавленной стоимости», — резюмировал он.

Гендиректор BASF в Украине, президент Немецко-Украинской промышленно-торговой палаты (АНК) Андреас Лир считает, что сфера фортификации продуктов питания имеет очень большое будущее. Ведь до 2050 г. население планеты увеличится более чем на два миллиарда человек, достигнув около 9,7 млрд.

«Сегодня Китай — страна с самым большим населением, но в 2050 г. это будет Индия. Население Нигерии, Бангладеша, Индонезии, Пакистана и Конго превысит 300 млн человек. С XIX века мы выросли на 6 миллиардов. Чтобы накормить людей, за следующе сорок лет нужно будет произвести столько еды, столько за последние несколько тысячелетий. Поэтому необходимо научиться производить больше пищи и делать ее более питательной», — отметил он.

Кроме того, продолжил Лир, ежегодно мир теряет часть плодородной земли, равную по площади половине Англии. «12% ВВП Украины обеспечивается продукцией сельского хозяйства. Для Украины это большая ответственность, но и большая возможность. Обогащая продукты питания, украинские компании достигают двух целей: присоединяются к решению глобальных проблем мира и открывают широкие возможности для своего бизнеса», — заключил он.

Между тем, в Украине уже есть первые успешные примеры фортификации продуктов питания. В частности, обогащение подсолнечного масла витамином А позволило отечественным производителям выйти на рынки Африки и Азии. При этом фортификация продукции не делает ее значительно дороже. Например, фортификация подсолнечного масла увеличивает ее стоимость лишь на один цент за пять литров.

Ксенiя Лазоренко