29 ноября Лондонский арбитражный суд принял решение о том, что николаевское госпредприятие «Судостроительный завод им. 61 коммунара» должно греческой компании Laskarіdis Shipping Co. примерно $40,26 млн. и что судно-рефрижератор, сдача которого задержалась на десять лет, является собственностью греков. Последние готовы ждать от Украины вариантов мирового соглашения до декабря, а затем будут пытаться арестовать украинское имущество за рубежом
Как сообщили «і» в Laskarіdis Shipping Co., суд решил, что завод должен выплатить компании $17,2 млн., перечисленные много лет назад в счет строительства заказа, «плюс 8% годовых, начисляемых каждые три месяца с даты оплаты, что в общем дает сумму около $40,26 млн.». Кроме того, суд решил, что рефрижератор является собственностью компании Laskarіdis, которой и поручено немедленно заняться его доставкой.
Как писали «і», суть спора заключается в том, что на стапеле завода восьмой год находится рефрижератор, готовый на 56%. Это последнее из серии в 17 судов, которые «Судостроительный завод им. 61 коммунара» строил по заказу греческой компании Laskaridis Shipping Co. Два предпоследних судна из этой серии были спущены на воду и переданы заказчику в 2004 г. Контракты подписывались в 1993 г., а спорное судно №1148 должно было быть сдано еще в 1996 г.
«Мы очень серьезно намерены вернуть наши деньги полностью и уже дали инструкции довольно уважаемым юристам в Киеве, которые помогли бы нам достичь этой цели. Если до конца декабря не последует каких-то предложений со стороны государства или не будут предприняты меры, наши следующие шаги будут включать юридические действия против государства за границей Украины»,— заявили в Laskarіdis Shipping Co., подразумевая под такими действиями возможность ареста государственного имущества.
В компании собираются известить об этом заинтересованные украинские ведомства, а также премьер-министра Виктора Януковича. «Мы дадим украинским властям последнюю возможность решить эту проблему, хотя мы проявляли большое терпение на протяжении последних десяти лет»,— отмечают греческие судовладельцы.
Как следует из текста арбитражного решения (копией которого располагают «і»), представители ответчика, т.е. завода, на заседания не являлись, несмотря на неоднократные приглашения. Более того, украинская сторона не назначила своего арбитра. Поэтому вместо двух арбитров на слушаниях был единственный арбитр, который представлял панамскую компанию Sea Emerald S.A., принадлежащую компании Laskaridis.
Самый свежий случай ареста государственного имущества Украины — дело об аресте двух «Русланов» АНТК им. Антонова по иску кипрской TMR Energy ltd.
Дело завершилось освобождением самолетов. По мнению старшего партнера юридической компании «Ильяшев и партнеры» Романа Марченко (который представлял АНТК им. Антонова), «в таких случаях главные проблемы возникают еще на первых этапах. Государство часто ведет себя неразумно, как входя в деловые отношения, так и потом защищаясь в судах, и к сожалению, более или менее адекватные юристы подключаются, как в нашем случае, только на этапе, когда уже пытаются забрать имущество».
На его взгляд, нужно немедленно привлекать квалифицированных юристов, которые готовили бы позицию и отслеживали действия истцов по миру в отношении признания этого решения, с тем чтобы признание происходило против государственного предприятия, а не против государственного имущества.
Кроме того, к этому спору также оказался причастен Проминвестбанк, который выдал по данному контракту гарантию на $10 млн., и, по словам греков, когда настало время ее оплатить, назвал эту гарантию фальшивкой. Предъявлять претензии к банку в Laskaridis Shipping Co. намерены как в Украине, так и за ее пределами. «Заявление о фальшивке наша компания не приняла бы даже из глубины Африки, не говоря уже о банке страны, которая хочет стать членом ЕС и ВТО»,— заявили «і» в шиппинговой компании. В юридическом отделе Проминвестбанка вчера воздержались от комментариев.
А первый заместитель министра промышленной политики Владимир Рыжов сказал, что «предприятие действительно должно около $17 млн. и определенную неустойку, от этого никто не отказывается. Однако ведутся переговоры, как решить эту проблему».
Как уже писали «і», собственник компании Анастасис Ласкаридис уже имеет опыт ареста государственного имущества. В частности, в 2000-2001 гг. по иску близких ему оффшорных компаний было арестовано 14 российских супертраулеров за часть госдолга России перед Парижским клубом кредиторов, связанного с финансированием строительства этих судов.
История с греками до боли напоминает историю между Россией и швейцарской компанией Noga. В 1991 г. правительство России заключило с Noga договор о выделении кредитов на сумму $1,426 млрд. В 1992 г. Noga потребовала от российского правительства срочно погасить задолженность в $300 млн. Россия договорилось о выплате $30 млн. вместо $300 млн. в обмен на то, что швейцарцы не будут подавать в суд. Однако Noga, получив деньги, возбудила спор в Арбитражном институте торговой палаты Стокгольма и после решения стокгольмского суда, высказавшегося в ее пользу, арестовала в 1993 г. счета российского правительства в Люксембурге и Швейцарии. В 1997 г. в суде Стокгольма Noga добилась признания правомочности требований к России на сумму в $27,3 млн. и начала арестовывать российское имущество за рубежом. В 1999 г. были арестованы счета Банка России и Внешэкономбанка во Франции. В июле 2000-го был арестован российский барк «Седов», прибывший во французский порт Брест для участия в международной парусной регате. В июне 2001 г. во время проведения авиасалона в Ле-Бурже швейцарцы вознамерились арестовать российские самолеты МиГ-АТ и Су-30МК. Однако сотрудники авиасалона позволили им улететь домой.