Рынки

Пробуждение силы: как правильно оценивать бизнес-потенциал голливудских блокбастеров

На момент выхода этой статьи фильм «Звездные войны: Пробуждение силы», седьмой эпизод одной из главных в истории киносаг, занимает третью строчку в рейтинге самых кассовых фильм всех времен и народов.

Кассовые сборы блокбастера от режиссера и продюсера Джеффри Джейкоба Абрамса в кинотеатрах составили пока $1,871 млрд., уступая только двум фильмам Джеймса Кэмерона — «Аватару» с его $2,788 млрд. и «Титанику», собравшему $2,187 млрд. К сожалению, почти наверняка только эти цифры вы и увидите в СМИ — причем даже в тех, которые вроде бы пишут о кино с точки зрения бизнеса. На самом же деле ситуация обстоит сложнее.

Так, попытка сравнить по кассовым сборам фильмы, вышедшие в разные годы, не вполне корректна потому, что не учитывает инфляции. Например, кассовые сборы «Титаника», за билеты на который зрители заплатили (часто встречающиеся формулировки «фильм заработал» и т.п. в этом случае неверны, что будет ясно из дальнейшего текста) в 1997 г. $1,843 млрд., составили бы сейчас с учетом инфляции $2,725 млрд. А если добавить к ним $342 млн. кассовых сборов 2012 г. от 3D-версии (с учетом инфляции — сегодняшних $353 млн.), получится, что «Титаник» в «сегодняшних деньгах» уже перешагнул трехмиллиардный рубеж. (Как, кстати, и «Аватар» — если учесть инфляцию с 2012 г., когда он вышел в свет, по нынешний).  

Таким образом, даже если «Пробуждение силы» и обгонит «Аватар» и «Титаник» по номинальным кассовым сборам, как вначале прогнозировалось, то по реальным, с учетом инфляции — вряд ли. К тому же темпы роста сборов седьмого эпизода «Звездных войн» замедлились (хотя фильм на днях довольно успешно стартовал в Китае с его миллиардом жителей), и теперь большинство аналитиков считает, что он так и останется даже в номинальных цифрах на третьем месте.

Кроме того, кассовые сборы кинотеатров — далеко не единственный показатель для тех, кто вложил деньги в создание фильма. Ведь для того, чтобы определить успешность бизнес-проекта, нужно учесть еще и расходы. И тут существуют две системы подсчета. Первая производится по принципу «кассовые сборы минус расходы на создание», то есть минус то, что СМИ называют «бюджетом фильма», вторая — «кассовые сборы, разделенные на расходы на создание» (то есть размер прибыли на один вложенный доллар).

Даже если вы займетесь на досуге такими подсчетами, исходя из данных открытых источников, то это напрасный труд. А всё потому, что вы не найдете в этих открытых источниках данных о расходах на маркетинговое продвижение фильма, которые в случае с блокбастерами могут равняться расходам на его производство. Не найдете потому, что информация о многомиллионном бюджете фильма — это один из важных элементов рекламы (чем больше денег потратили, думает зритель, тем больше будет спецэффектов, пышнее декорации, разнообразнее места съемок). Ну а информация о том, сколько десятков и даже сотен миллионов долларов потрачено на то, чтобы фильм «раскрутить», произведет, скорее, обратное впечатление.

Кстати, рекламная кампания седьмого эпизода «Звездных войн» была просто-таки классической и образцовой. Например, уже за месяц до мировой премьеры фильма в СМИ появились как бы не имеющие отношения к рекламе культурологические статьи о саге «Звездные войны» в целом. И это только один из элементов кейса детально продуманной рекламной кампании «Пробуждения силы» с использованием всех возможных рекламных носителей и приемов. Естественно, что восторги в интернет-комментариях старых поклонников саги только добавляли выходящему на экраны седьмому эпизоду «Звездных войн» новых потенциальных поклонников.

Причем, как хорошо знают рекламисты, такого рода акции беспроигрышны. Ведь даже если у кого-то столь шумная рекламная кампания вызовет скепсис, то он просто из упрямства купит билет в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм и составить собственное мнение о нем. Такова уж особенность рекламы культурного продукта, в которой даже отрицательные отзывы всё равно работают на его продвижение.  

Но и это еще не всё о бизнесе на блокбастерах. В современном мире в структуре доходов от них даже миллиардные кассовые сборы составляют далеко не единственную статью. Есть еще реализация копий на дисках, через интернет, продажа видеоигр по мотивам фильма и телевизионных лицензий. Наконец, есть продажа прав на использование персонажей фильма при изготовлении разного рода сувениров, игрушек (вспомните своё детство), упаковок детского питания, детской одежды и т.д. И только общая сумма денежных поступлений от всех этих многообразных бизнесов составляет реальные доходы кинокомпаний-создателей блокбастера.

Пока, как сообщал Bloomberg, аналитики прогнозировали, что у «Пробуждения силы» эта общая сумма составит $9,6 млрд (у «Истории игрушек 3» в 2013 г. она была даже больше — $9,8 млрд). Правда, в этот прогноз входили $2,4 млрд. потенциальных кассовых сборов, а эта цифра уже сейчас вызывает сомнение. Так что не исключено, что и другие статьи доходов были оценены слишком оптимистично. А, может быть, и нет. Ближайшее время покажет.

В любом случае, если выйти за рамки, которыми обычно ограничиваются СМИ, и анализировать весь массив данных, становится ясным, что бизнес-план таких фильмов как седьмой эпизод «Звездных войн» оперирует цифрами, которым не так уж далеко до годовых показателей компаний, входящих в список Fortune-500. Вот уж поистине «Пробуждение силы».

Автор: Борис Стрехов

redaktsiya