Несмотря на неплохие данные по всходам озимых культур, в этом году эксперты ожидают снижения урожая по сравнению с прошлым годом. Масла в огонь подливает северный сосед, который демпингует на внешних рынках и блокирует украинские порты.
По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, обследование посевов озимых зерновых культур под урожай 2018 показывает, что из посеянных 7,3 млн. га всходы получены почти везде. Из них в хорошем и удовлетворительном состоянии находится около 89%. Аналогичная статистика по озимому рапсу.
Вроде бы и цифры все эти неплохие, но эксперты уверены, что урожай в этом году будет несколько меньшим, чем в 2017-м. Особенно это касается озимой пшеницы — нашего главного аграрного экспортного продукта. На какой «зерновой» каравай может нынешним летом рассчитывать Украина? Какова экспортная конъюнктура рынка и как в ней просматривается роль нашей страны?
По прогнозам специалистов Института аграрной экономики, в 2018 г. планируется собрать зерновых и зернобобовых культур меньше в целом, чем в прошлом на 0,8%. Таким образом, если общий урожай в 2017 г. составлял 62,2 млн тонн, то в 2018 г. он будет на уровне 61,7 млн тонн.
Однако, по мнению академика Национальной Академии аграрных наук Юрия Лупенко, вследствие того, что в этом году ожидается снижение урожайности пшеницы, которое даже не может компенсироваться увеличением площадей, посеянных этой культурой (+1,7% роста в сравнении с 2017-м), ее прогнозируется собрать на 6,3% меньше, чем в прошлом году — на уровне 25 млн тонн.
В этом году также будет собрано намного меньше ржи (на 20,7% меньше, чем в прошлом), овса (на 6,9%) и риса (на 16%).
В том числе и этим объясняются причины будущего падения экспорта зерна из Украины. Так, по расчетам аналитиков продовольственной организации ООН AFAO, этот показатель должен снизиться по сравнению с 2017 го. на 9% (до 40 млн тонн).
Погодный фактор, который всегда является одной из причин, влияющих на в целом, в этом году, даже несмотря на холодный март, в целом не очень повлиял на качество посевов и возможную будущую урожайность. Однако эксперты сегодня говорят о другом, сдерживающем факторе — нехватка денег у крестьянских фермерских хозяйств и более крупных предприятий, выращивающих пшеницу и другие культуры.
Объяснить это можно, в первую очередь, тем, что производство зерновых в 2017 г. оказалось менее рентабельным, чем это было до того, и чем это планировали сами сельхозпредприятия. Так, по данным Национальной Академии аграрных наук прибыльность зерновых культур в 2017-м по сравнению с 2016-м упала на 21%.
Как отметил «і» заместитель директора Института аграрной экономики НААН Николай Пугачев, несмотря на рекордные объемы экспорта зерновых культур в 2017 г., вследствие невысоких мировых цен на сырье, это принесло валютной выручки всего лишь на 7% больше, чем в прошлом году ($6,5 млрд).
Это, в свою очередь, повлияло на то, что в посевную кампанию осени 2017 г. сельхозпредприятия стали значительно экономить на вложении удобрений и на средствах защиты растений в 1 га площади, что, конечно же, значительно снизит и урожайность сельхозкультур.
Все это может нивелировать большие победы Украины, которые она успела наработать в прошедшие годы. Так, если в 2016-2017 маркетинговом году (с 1 июля по 30 июня) наша страна вырвалась в «серебряные» призеры по объему экспорта зерновых, уступая это место лишь США, то в 2017-2018 МГ это место преспокойно может занять Россия.
К этому мнению пришел аналитический центр «СовЭкон» по результатам прогноза Международного совета по зерну. Так, этот орган повысил оценку российского экспорта зерна на 1,7 млн тонн до 43,9 млн тонн. А вот экспортный прогноз для Украины наоборот снижен на 1,5 млн тонн — до 41 млн тонн.
Также, в 2017/18 МГ Россия уверенно займет первое место по объемам экспорта пшеницы, которая увеличит годовой объем поставок этой продукции на внешние рынки до 32,2 млн тонн пшеницы и пшеничной муки (в пересчете на зерно) против 27,18 млн тонн сезоном ранее. Это лидерство ей даже прогнозируют американские специалисты.
В 2017 г. Российская Федерация собрала на 10 млн тонн зерна больше, чем ожидалось. Поэтому в 2017-2018 МГ Россия ведет, и будет вести дальше весьма агрессивную политику на мировом зерновом рынке.
В первую очередь это касается рынка Египта. Роль этого рынка для самой Украины очень сложно переоценить. Так, эта страна занимает наибольшую долю в экспорте всей украинской пшеницы— 12,8%. В 2017 г. Египет закупил у Украины на 10,5% больше зерна, чем годом ранее — на общую сумму более $833 млн. Однако все может сильно измениться уже в этом текущем или второй половине 2017-2018 МГ именно по причине агрессивности России.
Однако, по мнению специалистов, здесь кроется и другая немаловажная причина — египетская сторона стала предъявлять гораздо большие требования к качеству украинской пшеницы, включая один из основных ее компонентов. Речь идет об уровне содержания белка в культуре.
Как отмечает президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, с этого сезона Египет принимает пшеницу с протеином 12,5%, соглашаясь принимать по 12%, но уже со штрафами: «Если в прошлом году мы экспортировали туда 11,5 млн тонн и были одним из крупнейших экспортеров, то в этом году мы очень уступаем нашем конкуренту — России — где качество пшеницы по содержанию белка выше. Основные экспортные регионы России, в частности Краснодарский край, находятся на юге. И сумма вегетативных температур там была выше (что позволяет выращивать высокопротеиновую пшеницу — Авт.) — примерно как в Одесской области».
В среднем из Украины отгружается зерно с 12% протеина. Если сравнивать пшеницу из других стран, как Казахстан, Польша, Литва, то доля пшеницы с содержанием белка 13% и выше гораздо больше, однако упомянутые страны не могут обеспечивать большие объемы поставок. Однако может и делает с большим успехом Россия.
Хотя, как заявила «і» аграрный эксперт Мария Колесник, «белковая» проблема украинской пшеницы не является уже такой нерешаемой: «Наши хозяйства стремятся выращивать высокопротеиновую пшеницу, и даже этот товар 3 класса у нас имеет 11% белка. Есть большой спрос и на фуражную пшеницу в мире. Однако в контексте борьбы с российским товаром, я бы отметила совершенно другой очень болезненный фактор влияния — Россия может делать и делает демпинг со своим зерном. Это, несмотря на то, что и у РФ и у Украины практически одинаковые логистические «плечи» (т.е. расстояние этих стран до государств-импортеров). Мы же так демпинговать не можем».
В этом контексте следует назвать и сугубо политическую причину. Так, на днях директоры Бердянского и Мариупольского торгового портов жаловались на то, что в связи со строительством РФ Керченского моста через его пролеты не могут проходить крупногабаритные суда. В один лишь Мариупольский порт (который был и остается одним из ведущих в стране и в деле экспорта украинской пшеницы тоже), перестали заходить 144 иностранных судна. Эта проблема еще более оголится после окончания строительства пресловутого моста.
Россия ловко пользуется этим — она может переманивать «мариупольско-бердянское направление» на свою северокавказкую сторону. И тогда зарубежные страны, разумеется, будут подписывать контракты на импорт зерна не с Украиной, а с Россией.
Очень важным для украинских зернотрейдеров является вопрос удержания своих экспортных позиций. Так, не нужно забывать, что на втором месте по экспорту зерна из Украины в 2017 г. находилась Испания — туда отправлялось до 10% всей украинского зерна. Также мы смогли привлечь и Китай — он занимал третье место в экспортной «ступени» — 6,9% всего экспорта. Также мы покорили Нидерланды (6,9%) и Италию (5,1%), Бангладеш (4,9%) и Израиль (4,3%).
Однако не стоит забывать и о другой весьма дружественной для нас страны — Турция. На протяжении ряда лет она практически не покупала украинское зерно. А в 2017 г. эта страна закупила у Украины зерна на 237 млн долларов (3,6% от всего объема украинского зернового экспорта).
Еще одной проблемой, одним ударом для всей страны и для зернотрейдеров, в частности, является вопрос фумигации зерна. Это, по сути, уничтожение вредителей и возбудителей болезней зерна различными газами или испарениями веществ.
Этим сегодня не занимаются практически в Украине на всех этапах движения зерна, начиная от поля. А за прошлый год украинские трейдеры получили более 100 жалоб от импортеров на качество поставляемой продукции. Однако карантинные вопросы, которые тесно связаны с фумигацией, в Украине сегодня желают оставлять лучшего.
Поэтому нужно попытаться устоять и в этом зерновом экспортном году, хотя он будет, как мы писали об этом уже выше, намного сложнее прошлого.