Рынки

Костусев учит «УкрГаз-Энерго» конкуренции

Антимонопольный комитет требует от «УкрГаз-Энерго» привести договоры с потребителями в соответствие с конкурентным законодательством. По мнению АМК, интересы потребителей ущемляет запрет перепродавать и отчуждать купленное у «УкрГаз-Энерго» топливо

Как сообщили вчера в пресс-службе АМК, договоры «УкрГаз-Энерго» предусматривают, что в случае их расторжения компания должна предупредить потребителя за пять дней. В комитете считают, что это лишает потребителя возможности своевременно подписать контракт с другим поставщиком. «Деятельность «УкрГаз-Энерго» постоянно находится в поле зрения комитета, о чем свидетельствуют и сегодняшние рекомендации. Мы и впредь будем следить, чтобы условия взаимоотношений между этим монополистом и потребителями не противоречили конкурентному законодательству»,— цитирует пресс-служба главу комитета Алексея Костусева. Получить комментарий у господина Костусева лично вчера не удалось.

Сотрудник пресс-службы АМК сообщил «і», что это расследование проходило параллельно с делом о повышении стоимости газа для металлургов.По его словам, решение относительно повышения цен будет принято «в самое ближайшее время». Представитель АМК уточнил, что в зависимости от того, как комитет квалифицирует нарушение «УкрГаз-Энерго», компании может грозить штраф в размере от 3 до 10% прибыли за прошлый год. По данным «і», выручка «УкрГаз-Энерго» от реализации природного газа за 2006 г. составила 16,75 млрд. грн.

Ранее АМК уже оштрафовал «УкрГаз-Энерго» и «Нефтегаз Украины» на 300 тыс. грн. каждого «за согласованные антиконкурентныедействия». По словам пресс-секретаря «УкрГаз-Энерго» Виталия Киселя, вчерашнее сообщение относится именно к этому решению комитета. «Пункт о запрете перепродажи газа содержался в нашем договоре с НАК «Нефтегаз Украины». По законодательству, НАК покупает газ для обеспечения теплокоммунэнерго, населения и бюджетных организаций. Поскольку «Нефтегаз» приобретает у нас топливо для этих целей дешевле, чем коммерческие потребители, он не должен продавать его промышленности»,— сказал «і» господин Кисель. По его словам, проблему нужно урегулировать, согласовав конкурентное и газовое законодательство. «Думаю, НАК не станет лучше от того, что мы будем продавать госкомпании газ по тем же ценам, что и промышленникам»,— сказал господин Кисель.

По мнению аналитика инвестиционной компании Concorde Capital Владимира Нестеренко, учитывая, что после продажи какого-либо товара право собственности на него переходит к другому субъекту, ограничивать покупателя в праве продавать этот товар — нарушение Хозяйственного кодекса. «Кроме того, объем газа, который «УкрГаз-Энерго» продает «Нефтегазу Украины», и так ограничен. Если же НАК будет продавать газ коммерческим потребителям в ущерб тем, кому он должен продавать в первую очередь (населению, бюджетным организациям и ТКЭ), компании придется иметь дело с Кабмином. Поэтому особого смысла в том, чтобы предусматривать ограничение на перепродажу газа в контракте, я не вижу»,— сказал аналитик.

В то же время эксперты считают, что действия АМК можно охарактеризовать скорее как политические. Монополизм «УкрГаз-Энерго» закладывался изначально при создании этой компании, и помешать теперь этому монополизму вряд ли возможно. Тем более что до сих пор никаких серьезных мер принято не было. Штраф в 300 тыс. грн. не является значимым для «УкрГаз-Энерго», также как и периодические внушения со стороны госорганов. Если государство действительно откажется от услуг RosUkrEnergo, о чем в последнее время много говорят политики, монополист«УкрГаз-Энерго» исчезнет с рынка. Впрочем, эксперты считают такую перспективу маловероятной.

tamila