Стиль жизни

Кинопремьера недели. «Сталинград» Бондарчука — не великий, но вполне достойный фильм о войне

Ожидаемо содержащий пару впечатляющих батальный сцен, «Сталинград» оказался камерной историей о любви и ненадрывном героизме, вынужденном, но искреннем.

У осудивших фильм не глядя могут возникнуть проблемы после визита в кинотеатр: проклинать Бондарчука решительно не за что. История о пяти бойцах, которые, защищая полуразрушенный дом на берегу Волги, сражаются не столько за Родину, сколько за 18-летнюю брюнетку Катю (Мария Смольникова) с испуганным взглядом, рассказана с надлежащим уважением к военной истории, но без оскорбляющего хороший вкус пафоса.

Да, Бондарчук оказался заложником современных технологий, которые стали доступны при внушительном бюджете, и потому посыпает головы героев и зрителей то пеплом, то лепестками сакуры там, где без этого можно было бы обойтись. «Не пропадать же добру — сделай красиво!» — наверняка зудели продюсеры во главе с Александром Роднянским.

Да Бондарчук и сам, будем откровенны, не прочь пустить гламурной пыли в глаза. Он начинал как клипмейкер и рука человека, который в два счета может порадовать зрителя картинкой, чувствуется и в рассказе об одной из самых кровопролитных битв в истории человечества.

Маша (Яна Студилина), в которую влюблен немецкий капитан Кан (Томас Кречманн), лежащая обнаженной на грязной кровати, может быть, слишком красива для такого трагического контекста. Но каким же надо быть черствым человеком, чтоб упрекнуть режиссера за такие виды роковой блондинки?

Образ капитана Кана — главная актерская удача в этом кино. Советские бойцы, увы, не слишком выразительны и довольны схематичны. Последнее, впрочем, просто необходимо, чтобы мы сходу научились различать пятерых Катиных ухажеров, чьи лица скрыты за одинаковым слоем грязи и копоти.

А вот Кан примечателен не только тем, что не носит традиционных фрицевских очечков. Вместо очков ему дано то, в чем отечественный кинематограф обычно отказывал нацистам: ум, душа, принципы. И этот ход избавляет от схематичности весь фильм.

И Роднянский, и Бондарчук не раз прямо заявляли, что ориентировались на молодую аудиторию, а потому выбрали для своего фильма понятный ей язык. Эффектная картинка, доходчивые метафоры, Бадаламенти и Земфира в саундтреке.

Еще Пушкин советовал судить автора по законам, которые он сам над собой признает. Так вот, если помнить о том, что Бондарчук снимал не откровение, не кино, нацеленное на покорение высоколобой фестивальной публики, а яркий фильм для людей, которые о войне помнят только то, что 9 Мая победа и по этому случаю принято привязывать на машину георгиевскую ленточку, — остается признать: справился вполне.

Вам понравится, если: вы относитесь к меньшинству, относящемуся к Федору Бондарчуку с симпатией, и готовы согласиться с тем, что страшное может выглядеть красиво.

Вам не понравится, если: вы ждете от Бондарчука доказательств гениальности или хотя бы таланта (он всего лишь ремесленник, но очень крепкий, а снятый им фильм выглядит так, как и должен выглядеть блокбастер) и считаете, что делать из войны блокбастер — кощунство.

Мнение: «В отличие от такого батального полотна, как “9 рота”, это скорее фильм про любовь, а война дает лишь повод столкнуть две любовные истории — одна случается на советской стороне, другая — на немецкой. Извечная бондарчуковская тяга к отполированной красоте картинки несколько клипового фасона, не совсем уместная в случае с мужественным суровым кино, становится при переходе на мелодраматическую территорию более оправданной. Первое, что разлетается по “аймаксовскому” экрану, плотно окружающему зрителя, как советские войска армию Паулюса, — не осколки, частички пепла и прочие военные субстанции, а розовые лепестки сакуры», — Лилия Маслова, kommersant.ru.

Важно знать:

— Бюджет фильма оценивают в $30 млн. Треть суммы — государственные деньги.

— Съемки фильма продлились 79 дней. В некоторых массовых сценах задействовано до тысячи человек.

— Написанный Анджело Бадаламенти, любимым композитором Дэвида Линча, саундтрек записывали с симфоническим оркестром из 90 музыкантов. Также в фильме звучит голос оперной звезды Анны Нетребко и Земфиры — она исполняет «Легенду» (стихотворение Виктора Цоя, музыка Бадаламенти). Была попытка привлечь к записи саундтрека и группу Rammstein, но Тилль Линдеманн сослался на плотный график.

— Одну из ролей в «Сталинграде» сыграл Сергей Бондарчук-мл. — сын режиссера.

— «Сталинград» выдвинут от России на «Оскар». В 1969-м «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» выиграла лента «Война и мир» Бондарчука-отца.

— Роль немецкого офицера, доставшуюся в итоге Томасу Кречманну, Бондарчук сначала предложил Тилю Швайгеру, но тот не захотел играть нациста.

— Среди книг, которые Бондарчук читал, готовясь к съемкам, — «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Сталинград» Энтони Бивора и «Железный крест» Вильгельма Хайнриха.

Автор: Нина Фирсова

redaktsiya