Стиль жизни

Европа пугает, давит на слезу и смешит

В Киеве стартовал одиннадцатый по счету кинофестиваль «Вечера французского кино». Кроме столицы, фильмы будет показаны еще в двенадцати городах страны. При этом можно с полным основанием сказать, что украинским любителям артхаусного кино достанутся самые его сливки.

Так, премьера открывшего фестиваль «Мэриленда» режиссера Алис Винокур состоялась в программе «Особый взгляд» самого престижного в мире каннского кинофестиваля. Краткая аннотация к фильму напоминает известного «Телохранителя» — бодигард, нанятый для охраны жены ливанского бизнесмена, начинает испытывать к ней романтические чувства. Но на этом сходство с американской мелодрамой заканчивается.

И главная суть «Мэриленда», пожалуй, не в сюжете, а в фигуре самого главного героя — ветерана войны в Афганистане, вернувшегося оттуда с посттравматическим синдромом и в душе продолжающего воевать уже в мирной Франции. Впрочем, и Франция оказывается не мирной — над главной героиней нависает опасность, связанная с бизнесом ее мужа, и ветерану войны приходится вспомнить свою профессию.

С «Мэрилендом» перекликается еще один участник «вечеров» и каннского кинофестиваля — «Дипан» Жака Одиара, которого уже можно с полным правом назвать новым любимчиком Канн. В 2009 г. «Пророк» Одиара получил второй по значимости приз фестиваля — Гран-при, а в 2015-м «Дипан» поднялся еще ступенькой выше и был увенчан «Золотой пальмовой ветвью». Перекликается же он с «Мэрилендом» тем, что и здесь главный герой фильма — бывший участник военных действий, боец сепаратистской тамильской группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама» на Шри-Ланке.

Его семья погибла в военных действиях, а сам он решает покончить с войной и эмигрировать в Париж. Но одинокий молодой мужчина, приезжающий из зоны военных действий, всегда вызывает у иммиграционных служб подозрения, и потому главный герой, чтобы получить разрешение на жительство, везет с собой фиктивных жену и дочь. Со временем поддельная семья становится для бывшего боевика всё более настоящей, но и тут, как в «Мэриленде», главному герою мешает эхо войны — его достают бывшие соратники и местные наркодилеры.

Отметился в Каннах в прошлом году и еще один фильм украинских «французских вечеров» — режиссерский дебют Луи Гарреля комедийная мелодрама «Друзья», рассказывающая о том, как один друг помогает второму завоевать сердце Моны, продавщицы закусочной на парижском Северном вокзале. Причем отметился дважды — «Друзья» были номинированы на «Золотую камеру» за лучший режиссерский дебют и относительно необычный приз — Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГТБ-темы в кино.

О любви также драма «Мой король» Майвен Ле Беско (кстати, бывшей жены Люка Бессонна), и тоже со шлейфом с каннского кинофестиваля этого года. В данном случае – за лучшую женскую роль Эмманюэль Беско, сыгравшей главную героиню фильма, пытающуюся вылечиться сразу от двух травм, физической (разбилась на горных лыжах) и психической, зависимости от бывшего любовника. Если учесть, что любовника играет Венсан Кассель, показанная на экране история выглядит вполне логичной.

И вот тут любители французского кино со стажем вправе спросить — а где же среди этих, за исключением «Друзей», нелегких психологических драм фильмы, которыми всегда славился французский кинематограф? Речь идет о легких остроумных комедиях, в частности — так называемых «комедиях положений», в которых неожиданная ситуация, собирающая вместе несколько героев, открывает по-новому их прошлое. Причем время экранного действия в некоторых из этих фильмов практически равно реальному, что неудивительно — они выросли из популярных пьес, которые шли с аншлагом на подмостках французских театров. Самый известный нашему зрителю пример — старая комедия «Оскар» с незабываемым Луи де Фюнесом, который играл главную роль как в фильме, так и спектаклях (причем в театре — четырнадцать лет).

Так вот, есть такой фильм и в программе нынешних «французских вечеров». Это — комедия Патриса Леконта «Ни минуты покоя» с Кристианом Клавье в главной роли (вы наверняка помните в его исполнении незадачливого слугу из «Пришельцев» с Жаном Рено в роли путешествующего во времени рыцаря). На этот раз Клавье играет преуспевающего парижского стоматолога Мишеля Лепру, любителя джаза, который в свой выходной день покупает на блошином рынке раритетный диск и возвращается в свою шикарную квартиру, чтобы насладиться любимой музыкой. Но не тут-то было — стоит ему переступить порог, как на него сваливается куча проблем.

Незадачливые работники, делающие у него ремонт, повреждают трубу, и хлынувшая вода заливает не только одну из комнат, но и квартиру этажом ниже. Молодую любовницу вдруг одолевает совесть, и она решает признаться жене Мишеля в том, что спит с ее мужем. А тут еще появляются старый друг, художественная натура, вечно одалживающий у богатого дантиста деньги, и сын, который в свои тридцать нигде не работает и живет за счет родителей.

Особый шарм этой комедии придает то, что в ней поднимаются те же актуальные проблемы современной Европы, что и в тяжеловесных драмах — но делается это с чисто галльским остроумием. Так, сосед внизу, квартиру которого залили по вине дантиста, как раз собирался устроить у себя общую вечеринку для жильцов дома, чтобы познакомить их друг с другом. И поскольку потоп делает это невозможным, переносит ее в квартиру Мишеля, который мечтает только об одном — чтобы его оставили в покое и дали прослушать пластинку. Главного героя утешает только мысль о том, что ремонт в квартире соседа он сделает за счет страховки, но тут оказывается, что иностранные рабочие, делающие ремонт — нелегалы, и, следовательно, о страховке можно забыть.

Кроме того, балбес-сын, страдающий, как и положено отпрыску богатого дантиста, антибуржуазными комплексами, решает поселить в доме многочисленную филиппинскую семью. Тут Мишель, как настоящий парижанин, заглядывается на молоденькую филиппинку, вспоминает о любовнице и начинает чувствовать себя виноватым перед женой — и вдруг оказывается, что и его жена далеко не безгрешна.

Калейдоскопическая смена неожиданных сюжетных поворотов постоянно провоцирует зрителей на смех — и вдруг выясняется, что и о серьезных проблемах современной Европы можно рассказывать легко, увлекательно и весело. Увы, как раз вот этого дара многим современным кинематографистам Старого Света, в отличие от их предшественников, явно не хватает.

Автор: Борис Стрехов

redaktsiya