В украинский прокат вышел фильм «Стрингер», раскрывающий в совершенно новом ракурсе старую голливудскую тему.
Фильм режиссера Дэна Гилроя, больше известного в качестве сценариста («Эволюция Борна», «Живая сталь»), своей краткой аннотацией не обещает ничего необычного. Стрингер, он же ночной фрилансер-фотограф (сегодня уже телеоператор) уголовной хроники — для американского кино фигура вполне обычная.
Обычно это абсолютно беспринципный персонаж, для которого человеческое горе, кровь, смерть – лишь повод заработать энную сумму долларов. На телеканалах, которым они продают свои сюжеты, к ним относятся без особого почтения, так как знают – если обидится и уйдет этот, на смену ему придет другой. Конкуренция в этом бизнесе большая, особенно сейчас, когда современная видеотехника позволяет снимать качественные репортажи даже новичку-любителю.
Да и профессиональной подготовки никакой не нужно — лишь приобрести рацию, настроиться на полицейскую волну, слушать вызовы патрульных машин и мчаться, сломя голову, на место происшествия. Опоздал на пару минут – и тебя уже опередил конкурент, который первым продаст свой репортаж на телевидение. А новость, которую уже показали по одному из телеканалов, сильно теряет в цене или вообще никого не интересует.
Всё это есть и в «Стрингере» (в оригинале — Nightcrawler), однако Дэн Гилрой с его многолетним успешным опытом кинодраматурга (он писал сценарий и этого фильма) находит для вечного сюжета новый поворот, а Джейк Джилленхол («Донни Дарко», «Послезавтра»», «Горбатая гора», «Зодиак», анонсированный на сентябрь «Эверест»), исполняющий роль стрингера Луиса Блума — новые актерские краски для своего героя.
Вначале Луис — просто обычный лос-анджелесский изгой, который безуспешно пытается найти работу, а чтобы как-то прожить, промышляет мелкими ночными кражами. Однако как-то ночью он случайно оказывается на месте автомобильной аварии и видит за работой стрингера, который заинтересовывает Блума своей профессией. Луис, чтобы раздобыть денег на видеокамеру и рацию, ворует дорогой велосипед, продает его — и начинает новую жизнь.
Далее сюжет развивается динамично, хоть и довольно предсказуемо. Блум, у которого начисто отсутствуют какие-нибудь моральные сдерживающие факторы, быстро учится новой профессии. Сначала он проигрывает конкурентам в скорости, затем обгоняет их, а со временем ему везет оказаться на месте ограбления и группового убийства даже раньше полиции. И вот этот снятый им сюжет делает его, выражаясь маркетинговым языком, лидером рынка, который уже сам диктует свои условия телеканалу, которому продает запись.
Джилленхолу, который получил из исполнение этой роли несколько актерских наград, блестяще удается вызвать у зрителя не просто злость на своего героя, но прямо-таки отвращение к нему. Отсвечивающий безумием немигающих глаз взгляд маньяка (такому, в принципе, одинаково, что снять преступление, что самому пойти на него), блуждающая на губах улыбка. При этом лицо его остается неподвижным как у бездушного робота.
И — беспредельный цинизм, в котором его даже нельзя обвинить, поскольку для Блума интересов других людей просто не существует, для него реальны только его собственные желания. Так, едва став более-менее значимой фигурой для телеканала, он тут же конвертирует свой успех в принуждение женщины-продюсера (неожиданная роль звезды Голливуда 80-90-х годов Рене Руссо) переспать с ним. Причем не столько из какой-то страсти (хотя он и живет один и явно без женщины) — героине Руссо под шестьдесят, она его почти вдвое старше — сколько из желания закрепить свой новый статус.
Фильм был бы хорош уже и одним этим, но Дэн Гилрой как хороший сценарист придает ему еще одно измерение, кардинально отличающее «Стрингера» от всех его тематических предшественников. Дело в том, что Луис Блум общается со всеми своими собеседниками исключительно в тех терминах и понятиях, которые мы, украинцы, усваивали еще в середине 90-х, когда слова «маркетинг» и «менеджмент» были для нас чем-то экзотическим. Он даже с безработным, которого он нанимает себе в помощники, встречается в каком-то заведении фаст-фуда, как это до сих пор делают представители всякого шарлатанского бизнеса.
При этом Блум во всех беседах употребляет стандартные термины и выражения из учебников маркетинга и менеджмента по двум причинам. Во-первых — для того, чтобы зомбировать собеседника (типа «беседа с вами дала мне опыт конструктивного подхода к проблеме» и прочая словесная ахинея). А, во-вторых, похоже, потому, что других выражений он не знает — за весь фильм Блум и десятка слов не произносит в простоте душевной.
И вот это переводит «Стрингера» уже в другое, экзистенциальное, измерение. За остросюжетным фильмом, заставляющим следить зрителя за каждым новым поворотом, мы видим еще и своеобразную и очень жесткую притчу о том, как потребность выжить в современном мире может превратить живого человека в бездушного робота. Именно это второе измерение в «Стрингере» принесло Дэну Гилрою номинацию на «Оскара» за лучший сценарий и доказало, что Джейку Джилленхолу по плечу самые сложные роли.
Автор: Борис Стрехов