В киевском «Мыстецьком Арсенале» открылась выставка «Арлекин идет…» из легендарного частного собрания знаменитого киевского коллекционера Игоря Дыченко.
Игорь Дыченко (1946-2015 гг.) — фигура в какой-то степени ренессансная. Не столько по масштабу (хотя коллекционером он был действительно выдающимся, с Лоренцо Медичи его не сравнишь), сколько по той внутренней свободе, с которой он жил в совсем несвободную эпоху 60-70-х годов прошлого века. При этом богатым человеком он никогда не был. Недаром Дыченко в последние годы жизни, когда Украина уже стала частью мирового арт-рынка, шутил, что сейчас любая из работ его коллекции была бы ему не по карману.
Взять, например, расположенный в центре экспозиции рельеф (холст с объемными элементами) украинского авангардиста Василия Ермилова «Арлекин» (1924 г). Сказать, что это работа музейного уровня — значит сказать почти ничего. Точная формулировка должна звучать так — «Арлекин» сделал бы честь любому музею в мире. И это не преувеличение.
Не так давно на лондонском аукционе Christie’s другой рельеф Ермилова «Автопортрет» был продан за 986 тыс. фунтов стерлингов, превысив эстимейт (первоначальную экспертную оценку) более, чем в 10 раз. И произошло это не потому, что эксперты уважаемого аукционного дома просчитались, недооценив шедевр, Просто работы Ермилова такого уровня появляются на мировом арт-рынке настолько редко, что заранее спрогнозировать их рыночную стоимость очень сложно. «Арлекин» — из их числа.
Но в годы, когда Дыченко собирал большую часть своей коллекции, он рисковал не деньгами (как обычный коллекционер сегодня), а свободой — в буквальном смысле этого слова. Ведь тогда в СССР, помимо запрещенных писателей, список произведений которых составлял целый том, были еще и негласно запрещенные властью художники. Например, практически все украинские художники-авангардисты, чьи работы представлены в коллекцию Дыченко, входили в 20-е годы, когда еще не существовал официальный советский Союз художников, в общественные творческие организации, которые могли быть расценены впоследствии как крамольные.
Но насчет художников, в отличие от писателей, официальных запретительных списков не было, и поэтому Дыченко, как и другие немногочисленные в ту пору собиратели работ авангарда 20-30-х годов, ходили по квартирам владельцев картин как саперы по минному полю — никогда нельзя было точно сказать, где можно пройти, а где подорвешься. Так что дело было не в деньгах (некоторые работы Дыченко покупал, что называется, за свою стипендию), а в риске, как минимум, попасть в немилость у власти. А уж обладание коллекцией таких работ и, тем более, демонстрация их другим людям, могли повлечь за собой и реакцию посерьезнее.
По этой же причине и наследники многих художников-авангардистов 20-30-х годов вовсе не чувствовали себя тогда, как мог бы предположить сегодня иной любитель искусств, счастливчиками. Кто-то из них ощущал себя человеком, живущим в пороховом погребе. А кто-то просто не понимал ценности коллекции, которая ему досталась по наследству.
Например, на выставке можно увидеть отличную коллекцию работ выдающегося украинского художника-футуриста Виктора Пальмова. Но их могло бы быть и больше. Согласно легенде, когда Дыченко приехал к его наследникам, они ему сказали: «Вы поздно приехали. Мы посмотрели — какие-то рисунки вроде детских, да и отнесли их на мусорник». Так что Дыченко был не просто коллекционером: в некоторых случаях он спасал шедевры не то что от забвения — от уничтожения.
Уточнение «согласно легенде» тут необходимо потому, что люди, знавшие Дыченко лично, вспоминают, что истории некоторых своих приобретений, да и вообще истории из своей жизни, он нередко в разное время рассказывал по-разному. Недаром ведь ему самому был так близок (он даже собирал картины на эту тему) образ Арлекина, героя итальянской комедии даль-арте, суть которого, в отличие от меланхоличного Пьеро, невозможно сформулировать однозначно — Арлекин может быть и насмешливым, и добрым, и язвительным, и грустным. А каков он, этот Арлекин, на самом деле, а не на людях, знает только он сам. Скорее всего, именно эта жизненная стратегия или маска и помогла Игорю Дыченко пройти в нелегкие для коллекционера авангарда времена, что называется, по лезвию бритвы.
Итогом была коллекция, часть которой представлена в эти дни в «Мыстецьком Арсенале». Перечислять всех представленных на ней выдающихся украинских (и не только украинских, здесь есть даже работы Сальвадора Дали) художников — значит, превратить статью в каталог. (Кстати, выставке сопутствует и объемный каталог – первое научное описание коллекции Дыченко, о котором он мечтал при жизни, но так и не увидел).
Кого-то из этих художников мир уже оценил по заслугам. За миллионы долларов продаются на аукционах работы не только уже названного Василия Ермилова, но и еще более именитых Александра Богомазова и Казимира Малевича, картинами которых тоже можно, выражаясь старомодным языком, «усладить взор» на выставке. Кого-то из этих художников мировое признание еще ждет.
Но одно можно сказать наверняка уже сейчас — украинская коллекция Игоря Дыченко сделала и сделает для этого признания очень весомый вклад. И еще — если кто-то пока не натренировал свой глаз настолько, чтобы отличать подлинный художественный авангард от нынешних имитаций «под современное искусство», выставка «Арлекин идет…» — отличный полигон для этого.
Автор: Борис Стрехов