Стиль жизни

Кинорецензия: «Терминатор: Генезис» — Шварценеггер возвращается

В Украине начался прокат фильма «Терминатор: Генезис». Пятая часть «Терминатора» является по сути настоящей третьей, поскольку создатели предыдущих двух меньше церемонились с наследием оригинальных работ Джеймса Кэмерона.

Для начала не помешает сверить часы. Любой анализ новых частей обречен на сравнение с эталоном. Лучшим же «Терминатором» всех времен и народов является вторая часть, «Судный день». Фильм является примером не просто качественного экшена, который не грех пересмотреть и сейчас, но и, путем постановки серьезных мировоззренческих вопросов, некоторого выхода за рамки жанра. Оскары, понятно, фильму достались только технические, но это уже ограничения жанра, чай не драма.

Предыдущие две части — снятые уже не Джеймсом Кэмероном — хоть и были неплохо восприняты публикой и в меньшей степени критиками, но стали отходом от оригинальных частей и поэтому не были «каноническими». Третья часть, «Восстание машин», была еще с Арнольдом Шварценеггером, но уже без остальных, и терминатором-антагонистом была, если это применимо к роботам, женщина. Четвертая часть, «Спасение», вовсе сфокусировалась на событиях в будущем и на самом создании терминатора Т-800. Все новые части снимали разные режиссеры.

Создатель франшизы поначалу хорошо отзывался о них (возможно, чтобы не портить людям кассу), но потом передумывал, говоря, что эти части хуже, чем его собственные. Звучали даже фразы вроде «в этот суп кто-то помочился». Аналогичные отзывы звучали и от Шварценеггера, но только о четвертой части (в которой он лично не участвовал, а лишь дал разрешение использовать свое изображение для моделирования внешнего вида Т-800). А Линда Гамильтон — в сиквелах лишь озвучивая записи уже умершей на тот момент Сары Коннор — открыто заявила, что первые две части были самодостаточными, но «всегда найдутся желающие подоить корову».

Сложно сказать, сильно ли хотелось подоить корову преемникам, но, когда предыдущий правообладатель The Halcyon Company обанкротился и пытался продать права на франшизу, желающие купить ее нашлись не сразу. А уже когда фильм решено было делать, сменились и режиссер, и сценарист. Новый режиссер, Алан Тэйлор, известен больше как продюсер, режиссер и сценарист, принимавший участие в создании телевизионных сериалов, но весьма достойных, чтобы не сказать лучших — например, «Сопрано», «Секс и город», «Остаться в живых», «Преступная империя» и «Игра престолов».

О пятой части создатель Кэмерон со старта отозвался хорошо, и на этот раз не просто из вежливости. Теперь он не ограничился репликами «неплохо» и детализировал свои ощущения, назвав «Генезис» фильмом, уважающим традиции первых двух частей, и вообще официальной третьей частью франшизы. Кроме того, до съемок он лично встречался с одним из продюсеров, чтобы обсудить нюансы роли Шварценеггера.

Я склонен согласиться с режиссером. До сеанса у меня не было каких-то особо детализированных ожиданий. Я не читал рецензий и даже не смотрел трейлеры. Однако возврат в фильм Арнольда Шварценеггера и краткие отзывы в Фейсбуке от людей, которым я более-менее доверяю (это на самом деле комплимент, с точки зрения фильмов я мало кому доверяю), привели к решению потратиться на сеанс в IMAX 3D (есть версии в обычном 3D или вообще без).

Так вот, хоть ожиданий было мало, имеющиеся как раз сводились к тому, что это будет попытка возврата к олдскулу, и желательно с саркастическими самоцитатами вроде «мне нужен твой мотоцикл и твоя косметичка». При этом без намерений сделать веселый, но не особо обремененный смыслом олдскульный движняк в стиле «Неудержимых». То есть, все же с элементами дискуссии об отношениях человека и его все более продвинутых творений, о свободе выбора и т.д.

До косметички, конечно, дело не дошло, но отсылов к первым частям немало, причем в данном случае это не самоплагиат, а именно самоцитирование, в основном уместное. Ну и вообще, фильм не относится к себе и к спасению мира слишком серьезно. Хотя все же серьезней, чем, скажем, игра «Fallout 2» (кстати, один из немногочисленных, наряду с «Терминатором», примеров того, когда вторая часть лучше первой), где уже по прохождению основной сюжетной линии игры можно было продолжить играть и найти книгу о прохождении игры. Скажем так, баланс серьезности и веселья (причем фундаментального, а не просто в виде комических отдушин) в фильме выдержан.

На самом деле, веселья здесь даже больше, чем в «Судном дне». Как по мне, это сделано как раз по причине самоцитирования (иначе это таки скатилось бы в плагиат). А цитаты, в свою очередь, были призваны навести мосты с самыми первыми частями (помимо главной роли и схожих визуальных решений). Конечно, в таком случае 100% фана за свои деньги получат только ценители и знатоки франшизы. Мне сложно сказать, хорошо это или плохо в целом. Как по мне — хорошо, а так касса покажет. Большинство критиков пока не в восторге, но здесь наши пути часто расходятся, да я и не говорю, что фильм идеален.

Например, сценаристы (среди которых — Лаэта Калогридис, автор сценария весьма достойного «Острова проклятых») немного перемудрили с перемещениями во времени, вложив временные парадоксы один в другой, как Кристофер Нолан сделал со снами в «Начале». Однако если там «матрешки» просто усложняли восприятие, то здесь это приводит к логическим дырам. Но учитывая, что временные парадоксы и эффекты, с ними связанные — уже бред сам по себе, мне было несложно настроиться не обращать на это внимания. Хотя, уменьшив вложенность и все же лучше синхронизировав события с первыми частями, создатели ничего плохого бы явно не сделали.

Еще совсем не впечатлила главная женская роль. На мой вкус, это жесткий мискастинг. Здесь Сара Коннор, как и во второй части, уже в курсе, что происходит вокруг (извините за легкий спойлер), и даже неплохо к этому подготовлена. Поэтому довольно инфантильная даже в свои 28 лет Эмилия Кларк («Игра престолов») здесь немного ни к селу, ни к городу со своими огромными пушками в руках. Возврата идеальной для такого случая Линды Гамильтон не могло быть по разным причинам, но в любом случае стоило бы подыскать более подходящую альтернативу (при этом две другие финалистки конкурса на эту роль, Татьяна Маслани и Бри Ларсон, меня тоже вряд ли бы устроили).

К остальным актерам замечаний не имею, если не считать таковыми просто непривычность видеть на месте одних людей других (в первую очередь, это касается жидкого Т-1000; кстати, Роберта Патрика звали, но он отказался, сославшись на неважную физическую форму). Сценаристы даже придумали, как обосновать новый возраст Т-800 — все же, со времен съемок первой части прошло более 30 лет, и Арнольд Шварценеггер с тех пор не помолодел. Более того, в свои 67 лет он дал согласие на участие как минимум в одном сиквеле из двух запланированных. Цитируя его героя, «I’ll be back». Что еще нужно?

Вам понравится, если: вы любите первые две части «Терминатора» и прохладно относитесь к последующим двум.

Вам не понравится, если: вы ожидаете чего-то принципиально нового, ранее не виданного в предыдущих четырех частях, или, наоборот, вообще не видели старые части (поэтому половина приколов будут мимо кассы)

Мнение: «Генезис — возврат к тому, что позволило франшизе зацепить зрителя в самом начале: не машина внутри человека, а наоборот» (Майкл О’Салливан, The Washington Post)

Важно знать:

— Не уходите из зала, как только начнутся титры.

— «Генезис» («происхождение») дает старт новой трилогии в рамках франшизы. В сентябре 2014 г., еще до выхода первой части, Paramount объявила, что вторая выйдет 19 мая 2017 г., третья — 29 июня 2018 г. Спешка связана с тем, что в 2019 г. права вернутся к Джеймсу Кэмерону.

— По слухам, Шварценеггер качался по 3 часа в день 6 месяцев до съемок, чтобы достичь физических кондиций, которые были у него 12 лет назад, во время съемок «Восстания машин».

sultan