Стиль жизни

Берлинский кинофестиваль: курс на Европу

Берлинский кинофестиваль закончился победой документального фильма о беженцах из Африки в Старый Свет.

Берлинале уже много лет является полноправным участником «большой тройки» — трех самых престижных мировых кинофорумов, у каждого из которых есть своя особенность (как сказали бы маркетологи — ниша).

Каннский кинофестиваль можно сравнить со звездным небосводом в ясную ночь, когда в глазах рябит от обилия знакомых созвездий. Именно к форуму в Каннах самые знаменитые режиссеры подгоняют завершение съемок, и именно здесь (слово «знакомые» было не случайным) есть свои режиссеры-любимчики. Иногда, глядя на каннский список награжденных и обойденных призами, даже кажется, что видишь своеобразную, двигающуюся по своим правилам, очередь.

Венецианский фестиваль — это, в первую очередь, смотр, скажем так, лирического артхаусного кино. Берлинский форум — кино политического. Возможно, на эту его особенность повлияло то, что Берлинале появилось на свет еще во времена холодной войны и проводилось именно в Западном Берлине, западноевропейском форпосте посреди коммунистической ГДР. Две Германии объединились, но политический фестивальный запал остался. К тому же Западный Берлин был прибежищем леваков — вот и Берлинале привлекало в первую очередь кинематографистов из бедных стран третьего мира.

С одной стороны это было здорово, поскольку давало возможность посетителям Берлинале увидеть, а жюри фестиваля — отметить фильмы, которые иначе просто  не попали бы в широкий прокат. С другой стороны — не очень,  так как в последние годы на фестивале нередко перегибали палку и награждали в первую очередь создателей лент из третьего мира, незаслуженно оставляя за бортом режиссеров из стран «золотого миллиарда». Однако в этом году, как представляется, противоречие было преодолено. Возможно, потому, что за последнее время проблемы третьего мира стали и проблемами «золотого миллиарда».

Главный приз Берлинале, «Золотого медведя», получил документальный фильм «Огонь в море» итальянского режиссера Джанфранко Рози, рассказывающий о жизни обитателей итальянского острова Лампедуза, который является главным перевалочным пунктом для беженцев из Африки в Европу. Причем перебираются они в Старый Свет обычно на утлых суденышках, рискуя жизнью. Как сказано в титрах к фильму, 15 тыс. человек так и не достигли своей цели на этом маршруте за все эти годы. Но коренным обитателям Лампедузы тоже не позавидуешь — теперь они, привыкшие к патриархальному укладу жизни, окружены лагерями с беженцами, где действуют свои суровые неформальные законы.

Понятно, что в этом году в столице Германии, взявшей на себя главную тяжесть по приему беженцев с Ближнего Востока, этот фильм выглядел особенно актуальным. Кстати, Берлинале-2016 посетили в общей сложности более 300 тыс. зрителей, плативших от €13 за билет на каждый фильм. Не такое уж плохое, хотя и сравнительно небольшое, денежное подспорье для фестиваля, бюджет которого составил в этом году €23 млн.

Второй по значимости приз, Гран-при, фестивальное жюри во главе со знаменитой актрисой Мэрил Стрип присудило ленте «Смерть в Сараево» боснийского режиссера Даниса Тановича. Три года назад он уже получил здесь такую же награду за другой свой фильм — «Эпизод из жизни сборщика железа». Но это не значит, что он стал «любимчиком» — просто его фильмы как нельзя лучше отвечают социальному имиджу Берлинале. «Эпизод» рассказывал о полунищенском существовании жителей заброшенного городка в нынешней Боснии и Герцоговине. Действие «Смерти в Сараево» начинается в местном фешенебельном отеле «Европа», куда должна приехать делегация западных дипломатов. Однако у персонала отеля другие заботы — он готовится к забастовке из-за невыплаты зарплаты.

Название фильма — очевидная аллюзия на убийство в Сараево в 1914 г. эрцгерцога Франца Фердинанда, которое стало поводом для начала первой мировой войны. И это не случайно — во всех своих фильмах Танович исследует влияние гражданской войны в Югославии 90-х годов прошлого века на нынешнюю жизнь бывших граждан распавшейся СФРЮ. (Еще в 2001 г. он получил «Оскара» за фильм «Ничейная земля» о той войне).

«Серебряного медведя» за режиссуру получила Миа-Хансен Лёве, постановщица фильма «Будущее» с Изабель Юппер в главной роли. Французская кинозвезда играет здесь привычную для себя в последние годы роль немолодой женщины, испытывающей драму в личной жизни. В «Будущем» ее бросает муж, однако она не бросается в постель к другому мужчине, хотя у нее есть такая возможность (и опять, как не в первый раз у героинь Юппер, к бывшему ученику младше ее), а учится жить одна.

И этот выход можно назвать рецептом для главной героини датского фильма «Коммуна», которую сыграла Трине Дюрхольм, получившая «Серебряного медведя» за лучшую главную женскую роль. Коммуна — это именно то, о чем вы, услышав слово «датский», подумали: муж и жена, Эрик и Анна, которую играет Дюрхольм, решают создать в вилле в фешенебельном районе Копенгагена коммуну, объединяющую близких по духу людей. Однако, как и можно было ожидать, свободная жизнь ведёт за собой свободную любовь, а та ломает судьбу Анны — ее муж приводит в коммуну новую молодую возлюбленную.

Легко увидеть, что Берлинале и здесь сохраняет верность своим идеологическим установкам, хотя, на первый взгляд, «Будущее» и «Коммуна» — мелодрамы, где упор сделан на столь близкие женской части киноаудитории страдания слабого пола. Их ведь можно назвать еще и социальными киноисследованиями на тему гендерного неравноправия. Ну а «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль получил Мажид Мастура, сыгравший в тунисском фильме «Хеди» — так что и третий мир на Берлинале без главных наград традиционно не остался.

Автор: Борис Стрехов

redaktsiya