Голливудский блокбастер «Алиса в Зазеркалье» пока не оправдывает надежд своих создателей по части кассовых сборов.
Буквально в канун премьеры одного из главных кинособытий года «Алисы в Зазеркалье» Эмберт Хёрд, жена Джонни Деппа, играющего в этом фильме одну из главных ролей, подала на него в суд, обвинив в домашнем насилии. Мировые СМИ тут же обошла ее фотография – со скромной прической, без макияжа и с синяком на скуле.
Насчет того, почему это событие произошло именно перед премьерой, можно выдвинуть три версии. Версия первая – случайное совпадение. Вторая – Хёрд, решившая отсудить у Деппа половину его состояния, которое оценивается в $400 млн., специально затеяла судебную процедуру именно в тот момент, когда Депп обязан ездить по миру, представляя фильм. Расчёт тут в том, что актер, обязанный выполнять условия контракта, постарается как можно быстрее уладить дело миром – $200 млн, конечно, не отдаст, но будет сговорчивее. Версия третья – 30-летняя Эмберт чисто по-женски решила подложить свинью своему 52-летнему мужу именно в самый неудобный для него момент.
Но события развернулись неожиданно. Пока, если не считать синяка на скуле еще не бывшей жены Деппа, преимущество на стороне актера. Его уже бывшие жены Ванесса Паради (43 года) и Лори Энн Эллисон (58 лет) выступили единым фронтом против Эмбер Хёрд, заявив, что Джонни Депп их никогда и пальцем не тронул. И очень может быть, что это правда, потому что у Деппа – одна из лучших репутаций по части поведения в быту из всех актеров-суперзвезд.
Правда, можно предположить, что и бывшие жены Джонни исходили не только из сентиментальных побуждений – делить хоть и бывшего, но платежеспособного мужа с какой-то «девчонкой» им вряд ли нравится. (Паради по известности выше Хёрд на несколько голов, она сама суперзвезда, хоть и бывшая, а Эллисон когда-то ввела тогдашнего мальчишку Джонни, который был младше ее на несколько лет, в суровый мир Голливуда).
Что касается юной женщины, которая стала пусть и не женой, но лучшим другом персонажа Деппа в фильме, Алисы в исполнении, как шесть назад в «Алисе в стране чудес», Мии Васиковски, то тут тоже не без проблем. Фильм с бюджетом $170 млн собрал за свой первый уик-энд в 43 странах всего $65 млн. вместо прогнозированных $80-85 млн. Создатели фильма, скорее всего, были еще оптимистичнее. И для этого были причины – «Алиса в стране чудес» в 2010 г. собрала 1$,25 млрд., несколько раз «отбив» свой двухсотмиллионный бюджет.
Но, похоже, надежды не оправдываются. СМИ уже полны предположений, что это произошло из-за вышеупомянутого семейного скандала – мол, например, Депп не может в полной мере отработать рекламный тур. Но тут, как и обычно в маркетинге, где мнения экспертов и потребителей часто не совпадают, всё вилами по воде писано. Может быть, кто-то из родителей и не поведет своих детей смотреть фильм, где играет актер с подпорченной как раз сейчас репутацией. А, может быть, наоборот, свежий раскрученный в СМИ скандал с участием Деппа привлечет в кинотеатры подростков, для которых он иначе оставался бы просто любимцем их родителей с прогнозируемой реакцией отторжения.
Но можно уже сейчас назвать с высокой степенью вероятности две реальные причины «кассового недобора». Первая – непонятна целевая аудитория фильма. Автор этих строк специально пошел смотреть фильм не на премьеру, а в обычный кинотеатр, чтобы увидеть реакцию зрителей. А их, в основном детей, было немало – школьники на каникулах плюс дошкольники с родителями. И я чуть ли не в первый раз не услышал на вроде бы детском фильме ни детского смеха, ни вообще никакой реакции. Похоже, что сюжет, связанный с путешествием в пространстве-времени для того, чтобы попытаться изменить уже произошедшие события, оказался для детей слишком сложным. Они на него никак (во всяком случае, внешне) не реагировали.
Тут, скорее, нужна была аудитория поклонников аналогичных фильмов Кристофера Нолана. И когда после первого уик-энда на смену обычной рекламе придет «сарафанная», основанная на впечатлениях первых зрителей от фильма, не исключено, что эта аудитория должна «подрасти». Но будут ли ей интересны события в духе сказок для детей младшего возраста? В общем, пока складывается впечатление, что создатели фильма хотели сесть сразу на два стула, а попали между ними – отчего и сборы ниже ожидаемых.
Причина вторая – возраст актеров. Решение оставить шесть лет спустя после успеха «Алисы в стране чудес» тех же актеров было, по сути, единственно верным, даже, можно сказать, вынужденным. Но актеры, как и простые люди, стареют. Деппу уже 52 года, и это хорошо видно даже при всей компьютерной графике. Хелене Бонэм Картер, сыгравшей Черную королеву, 50 лет, а Энн Хатауэй, сыгравшей королеву Белую – 33 года. В фильме же они играют ровесниц, для чего на ту и другую пришлось наложить немыслимый слой грима, то ли компьютерный, то ли реальный.
Ну и, самое главное, Мии Васиковски уже 26 лет, и на крупных планах это очень хорош видно. Конечно, женщина и в этом возрасте может вести себя как тинейджер, и это очень даже привлекательно, а, временами, и сексуально – но всё-таки для дошколят, которых привели в зал, экранная Алиса была в возрасте их мам. А это, согласитесь, путает систему зрительских координат.
(Прим ред. – наконец, не исключено, что зрители плохо отреагировали на смену режиссера. Если первую часть снимал Тим Бёртон, то вторую – Джеймс Бобин, доселе известный только тем, что помогал Сашу Барону Коэну создавать персонажей Али Джи, Бората и Бруно. Правда, Бёртон числится среди продюсеров).
Что касается формата 3D, в котором снят фильм, то он, похоже, как и предупреждали эксперты после первых восторгов по этому поводу, не оправдал возложенных на него несколько лет назад надежд, и остался больше аттракционом, чем настоящим художественным решением. Правда, что касается эпизодов в зазеркалье, то они сделаны блестяще и временами захватывают дух – в формате 2D такого эффекта присутствия добиться практически невозможно.
Но эпизоды в реальном мире иногда почему-то похожи на детские книжки с так называемыми объемными картинками, где плоские вырезанные фигурки-персонажи двигаются в нескольких расположенных друг за другом прорезях. Это – не упрек создателям фильма, а констатация факта, что формат 3D не всесилен.
Ну и в заключение – несколько цифр для сравнения. В Великобритании «Алиса в стране чудес» взяла на старте в 2010 г. $16 млн., а «Алиса в Зазеркалье в 2016-м – $3,2 млн. В Италии, соответственно – $11,1 млн. и $2,2 млн., в Испании – $10,3 млн. и $1,6 млн. Так что миллиарда кассовых сборов, как у предшественницы, пожалуй, может и не быть. Разве что спасет Китай, в котором «Алису в стране чудес» не прокатывали. Он-то как раз и дал «Алисе в зазеркалье» за первые три дня проката целых $27,1 млн., без которых ее данные в целом по миру были бы печальнее.