В кинотеатре «Киев» открылся четвертый фестиваль «Неделя австрийского кино», который после столицы продолжится в Черновцах, Харькове и Одессе.
Несмотря на то, что современный австрийский кинематограф должен, казалось бы, быть родным (может быть, даже младшим) братом немецкого, на самом деле разница между ними весьма ощутима. Недаром один из самых знаменитых в мире современных кинорежиссеров австриец Михаэль Ханеке больше похож по тематике и стилистике своих фильмов на шведа Ингмара Бергмана и итальянца Микельанджело Антониони, нежели на своих немецких коллег.
Точно так же, как про австрийскую футбольную сборную говорили в ее лучшие годы, что она «плетет кружева» (сравните с немецкой футбольной «чудо-машиной»), про австрийское кино можно сказать, что стиль у кинорежиссеров этой страны играет не меньшую, если не большую, роль, чем содержание.
Так, например, в триллере «Спокойной ночи, мама» (весьма похожем, кстати, на «Забавные игры» Ханеке) эстеты могут насладиться композицией кадра, снятого в стиле нарочитого минимализма, а обычные кинозрители — тем, как разворачивается сюжет, с каждой минутой всё больше напоминающий жутковатые повести раннего Стивена Кинга.
Завязка истории проста — два десятилетних близнеца, Лукас и Элиас, живущие в шикарном доме у окруженного лесом озера, ждут свою маму, которая должна вернуться из больницы, где ей делали косметическую операцию. Мать возвращается с головой, замотанной бинтами, но у нее изменилось не только лицо, но и поведение. Из доброй ласковой мамы она превратилась в жестокую мегеру, наказывающая близнецов за малейшую провинность. Не удивительно, что братья приходят к выводу — женщина, которая приехала в их дом, только выдает себя за их мать.
Точно так же стилистически минималистичен (похоже, это новая мода в современном австрийском кино) и фильм «Безрассудная любовь», события в котором происходят в начале XIX века и основаны на реальной истории жизни одного из классиков немецкой романтической поэзии Генриха фон Клейста.
Поэт страдал, как это тогда называлось, меланхолией (сейчас бы это назвали тяжелый навязчивым невзрозом) и идеей покончить с собой в компании возлюбленной. Однако женщины, естественно, от этой идеи отказывались, пока, наконец, у поэта не нашлась молодая почитательница, которой по ошибке поставили смертельный диагноз, и двойное самоубийство состоялось. Сюжет показался бы выдуманным и нереальным, если бы за двести лет до съемок фильма не разыгрался бы в реальности.
Кроме того, в фильме великолепно отыграна побочная сюжетная и идеологическая линия — взаимоотношения крепостных и их хозяев. Слуги выглядят здесь бессловесными автоматами, не смеющими поднять глаза от пола, и, естественно, даже не помышляющими о таких материях, как самоубийство от меланхолии. И это придает рассказанной истории о мающихся от безделья меланхолией господах легкий, но справедливый сатирический оттенок.
Еще один эстетский фильм австрийской кинонедели — «Так поступают все женщины», в котором известная опера Моцарта переносится в наше время и в современные интерьеры. Тут зрителю остается просто наслаждаться. Ведь австрийская опера всегда была одной из лучших в мире, в каких бы декорациях ее не ставили.
Точно так же можно отдохнуть душой на короткометражных фильмах (чаще — «мультиках» со смешными сюжетами), показывающими все возможности современной компьютерной графики, с традиционного международного фестиваля медиаискусства Ars Electronica, ежегодно проходящего в австрийском Линце. (Кстати, несколько лет назад устроители этого фестиваля приезжали в Киев с рассказом о нем и демонстрацией некоторых экспонатов).
Наконец, выбивающийся из этого ряда и, возможно, самый потенциально привлекательный для зрителей фильм «Трещины в бетоне», острая социальная драма, действие которой происходит в современной Вене. Вот тут как раз современное австрийское кино очень похоже на немецкое, в котором сюжеты о жизни потомков турецких эмигрантов в Германии, во-первых, довольно часты, а, во-вторых, обычно представляют собой криминальные истории.
Так и в «Трещинах в асфальте» немецкие подростки турецкого происхождения приторговывают наркотиками и о ни о чем особо выдающимся в жизни не помышляют — за исключением главного героя, мечтающего стать знаменитым рэпером. Но постепенно история начинает приобретать черты древнегреческой трагедии с ее неожиданно выясняющимся родством героев, чтобы в конце фильма то ли, по мнению одних зрителей, у которых финал вышибает слезу, удержаться на этом уровне, то ли, по мнению других, съехать в мелодраму.
В конце отметим одно интересное обстоятельство. В Австрии практически нет крупных частных инвестиций в кино. Производство фильмов финансирует или федеральный бюджет, или бюджет федеральных земель. И, как считают сами австрийские кинематографисты, именно это обстоятельство позволяет кинематографу их страны сохранять национальное своеобразие.
Автор: Борис Стрехов