На киноэкраны выходят два фильма-антипода – новые «Бен-Гур» и «Ведьма из Блэр».
«Бен-Гур», который стартует в украинских кинотеатрах сегодня, 8 сентября (мировая премьера состоялась 17 августа), можно назвать в какой-то степени ремейком получившего в 1960 г. одиннадцать «Оскаров» знаменитого «Бен-Гура» американского режиссера-классика Уильяма Уайлера. «Ведьма из Блэр: новая глава», премьера которой анонсируется на октябрь-ноябрь, является продолжением не менее знаменитого, чем «Бен-Гур», «ужастика» «Ведьма из Блэр: курсовая с того света», вышедшего в свет в 1999 г. Антиподами же эти фильмы являются потому, что олицетворяют в истории кино два противоположных подхода к кинопроизводству.
«Бен-Гур» – очередная высокобюджетная экранизация одноименного исторического романа, написанного в далеком 1880 г. генералом времен Гражданской войны в США и губернатором Нью-Мексико Льюисом Уоллесом. Действие романа происходит в Иудее во время появления там Иисуса Христа и соединяет в себе приключенческую и религиозную линии, благодаря чему он считается наиболее популярной христианской книгой, написанной в позапрошлом веке. Так что ничего удивительного в том, что первая экранизация «Бен-Гура» появилась на экранах кинотеатров еще в 1907 г., на самой заре кинематографа. Да и то она опоздала на восемь лет по сравнению с первой театральной постановкой по мотивам романа в 1899 г. на Бродвее.
Всего «Бен-Гур» был экранизирован четыре раза, самым знаменитым из которых был третий – вышеупомянутая работа Уильяма Уайлера. Один из самых выдающихся режиссеров в истории американского кино Уайлер не был, кстати, узким специалистом в области высокобюджетных блокбастеров. В его активе есть и психологические драмы, и триллеры, и комедии, и боевики. Просто за что бы он ни брался, это у него получалось лучше всех – даже не могу припомнить, есть ли на свете еще кинорежиссер, который может похвастаться, как Уайлер, тремя «Оскарами» за лучшие фильмы года и одновременно Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля?
Вот и с «Бен-Гуром» получилось то же самое. На этот раз Уайлер решил поработать в жанре «пеплум», разновидности исторического кино, для которого характерны использование античных или библейских сюжетов, большая продолжительность фильма, разнообразие локаций и масштабность задействованной массовки. И снова получилось. Уайлеровский «Бен-Гур» первым в истории кино получил одиннадцать «Оскаров», и установил тем самым рекорд, который до сих пор, хотя и был дважды повторен, но так и остался непобитым.
Что же касается финансовых показателей, то фильм при бюджете в $15 млн. собрал в кинотеатрах $164 млн. В пересчете на сегодняшнюю покупательную способность доллара эти цифры выглядят намного более впечатляющее – соответственно $121 млн. и $1,3 млрд. Поэтому Голливуду казалось вполне логичным решение запустить в 2014 г. съемки четвертой по счету экранизации «Бен-Гура», поручив их продюсерам Марку Барнетту и Рому Дауни и хорошо знакомому украинским любителям кино режиссеру Тимуру Бекмамбетову.
Решение казалось еще и беспроигрышным – кому, как не продюсерам, ранее создавшим мини-телесериал «Библия», и режиссеру, самой сильной стороной которого считается использование многочисленных спецэффектов, под силу снять новый «пеплум» с использованием всех возможностей кино в двадцать первом веке? Однако итог оказался неожиданным – при бюджете в $100 млн., то есть сопоставимом в фактических ценах с фильмом Уайлера, бекмамбетовский «Бен-Гур», пока собрал в США $24,45 млн., а в целом в мире $53,85 млн. Если считать мировой прокат, то это в 24 раза меньше в сопоставимых ценах, чем фильм 1959 г. выпуска. И вряд ли демонстрация на экранах Украины и других бывших союзных республик сильно изменит это соотношение. Оно более чем наглядно подтверждает то, что говорили в интервью автору этих строк режиссеры и продюсеры – предсказать кассовую судьбу фильма заранее невозможно.
Интересно будет проверить этот тезис на новой «Ведьме из Блэр», поскольку ее предшественница 1999-го года выпуска до сих пор остается самым ярким примером успеха направления, прямо противоположного «пеплуму» – так называемому малобюджетному кино. Стилизованный под любительские съемки «ужастик» режиссеров Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса, ничем впоследствии особо не прославившихся, при общем бюджете в $47 тыс. ($22 тыс. на съемки и $25 тыс. на маркетинг) собрал в кинотеатрах $248,6 млн. ($140,5 млн. в США и $108,1 млн. в других странах) и остается рекордсменом в истории кино по соотношению бюджета и кассовых сборов с фантастической цифрой чуть менее 529000%.
Наверняка новая «Ведьма из Блэр» режиссера Адама Вингарда, снимавшаяся в обстановке секретности (бюджет также неизвестен) этот рекорд не побьет, да это и не нужно. Главное, что ее предшественница показала, что в кассовом успехе фильма далеко не всё решает стартовый капитал – как финансовый, так и имиджевый. А это дает надежду на появление в современном кино новых талантов.
Автор: Борис Стрехов