Культура

Золотой кувшин Оксаны Мась

Галерея Mironova Gallery представляет мультимедийный проект «Феномен эпидермизма» Оксаны Мась. На юбилейном, 65-м кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот проект получил специальный приз независимых критиков «Золотой кувшин» в номинации Best Personality. Выставка проходит до 13 сентября.

Проект «Феномен эпидермизма» берет начало в 2004 г., когда с помощью бутафоров киностудии им. Довженко Оксана Мась создала свои достаточно провокативные объекты, оклеив автомобильные колеса «чувствительными» частями человеческого тела, созданными из латекса различного цвета. Серия состоит из семи колес. В Украине впервые проект демонстрировался в 2005 г. в галерее «Карась» — в виде фотографий объектов. Затем было снято видео (колеса, накатывающиеся в темноте на зрителя). Таким дуэтом — объекты и видео — проект демонстрировался в Московском музее современного искусства.

«Основная идея проекта: заставить задуматься о власти материального и силе духовного начала. Все забастовки, все вооруженные конфликты вызываются заботой о материальных вещах. Во что одеть это тело, куда поселить это тело, с кем ему жить? А где душа остается? Тело без души ничего не стоит, иначе мы тело можем использовать куда угодно, на самом деле — хоть на колеса наматывай. Человеческая жизнь ничего не стоит на сегодняшний день. Поэтому колеса на видео все время крутятся на тебя, и вот-вот раздавят. Но если ты живешь душой, с тобой ничего не случится — у тебя не будет страха перед материальным миром»,— поясняет Оксана Мась.

В этом году для видео была создана музыка, проект демонстрировался в швейцарской галерее Rivellino LDV (Локарно) и получил приз кинофестиваля.

«Оксана Мась — художник очень высокого уровня, я даже считаю, что она лучший художник Восточной Европы на сегодня. Она владеет многими стилями — не только живописью. В этом проекте представлено видео и практически скульптура, она тонко чувствует инсталляцию. «Феномен эпидермизма» очень заинтересовал Карло Педретти, президента Арман Хаммер Института, одного из ведущих исследователей наследия Леонардо да Винчи. Часть нашей галереи — это крепость, замок Локарно, построенный по чертежам Леонардо да Винчи. Карло Педретти очень заинтересовало, как Оксана работает с анатомией, кожей, эти объекты ему чем-то напомнили работы да Винчи»,— рассказал «i» куратор проекта Арминио Сциолли, собственник галереи RivellinoLDV.

Именно Арминио Сциолли предложил «озвучить» видео Оксаны Мась знаменитому немецкому композитору Карлхайнцу Штокхаузену. Тот знаком с Украиной, уже три раза был в Одессе на фестивале «Два дня, две ночи» и согласился поработать над треком.

В музыке Штокхаузена спрятано очень многое. Даже, как поговаривают, код ДНК, снятый с кожи и переведенный в ноты. «Барбара Заничелли увидела проект и предложила свой голос — это уникальный случай, ее голос получить тяжело. Надо отметить, что эти знаменитые люди делали все от чистого сердца, они не просили гонорар за свое участие»,— восхищался Сциолли.

«Музыку сделали специально для выставки в Локарно, и получается, что она связала все. А когда слушаешь музыку в наушниках, эффект, словно мурашки по коже. Там есть очень высокие звуки, человек чувствует кожей, то есть через душу, у тебя начинает работать душа, и кожа на это реагирует. Кожа — единственное покрытие, которое нас связывает со Вселенной. Через кожу мы получаем гораздо больше информации, чем думаем»,— говорит Оксана Мась.

После неожиданного приза независимых кинокритиков было решено показать проект и в Украине. Сейчас проект демонстрируется параллельно в Локарно и Киеве. Четыре колеса и соответствующее видео показываются в Rivellino LDV, три объекта, видео и звук — в Mironova Gallery. Также киевлянам демонстрируются видео предыдущего обладателя локарновского «Золотого кувшина» Питера Гринуэя и Роберта Уилсона. Татьяна Миронова надеется, что эта выставка даст хороший старт «музеефикации» видеоарта в нашей стране. И надо сказать, что в таком небольшом помещении, как в Mironova Gallery, экспозиция получилась очень насыщенной и емкой.

Оксана Мась рассказала, что поступает много предложений из музеев и художественных институтов о приобретении части проекта в коллекцию. Однако разделять семерку она не намерена: «По одному не продадим, либо забирайте все вместе, либо ничего. Я давно смирилась, что произведения сами находят свою судьбу. Вот и за колеса раньше были предоплаты, но в результате люди или выбирали что-то другое, или отказывались. Был случай, один человек, который внес предоплату, умер,— мы отдали деньги на благотворительность. Так колеса и держатся семеркой…»

«Я не знаю, какие намерения у Оксаны Мась, но надеюсь, что полная коллекция будет показана в одном месте — все семь колес, все семь видео и один час «живого» концерта Штокхаузена и Заникелли обязательно состоятся. Может быть, даже в Одессе»,— улыбался Сциолли.

Арминио Сциоли, владелец швейцарской галереи Rivellino LVD и Оксана Мась


grishina