Культура

Венеция против подарка Пьера Кардена

Знаменитый дизайнер и модельер, 90-летний Пьер Карден, будучи этническим итальянцем и уроженцем Венеции, решил отблагодарить свою малую родину, возведя в этом городе фешенебельный Palais Lumière («Дворец Света»). Кутюрье, при рождении получивший имя Пьетро Кардини, стал автором и спонсором проекта, который намечен к реализации в Маргере, одном из промышленных районов Венеции.

Неожиданностью для Кардена стала неоднозначная и далекая от восторга реакция итальянцев на его «подарок». Согласно проекту, первый камень в основание «Дворца Света» будет заложен 4 сентября 2012 г. Будущий небоскреб из стекла, стали и бетона высотой около 300 м представляет собой башню из шести дисков, стоящих на трех опорах разной высоты, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Согласно проекту, комплекс будет состоять из ряда офисных помещений, университета моды, элитных жилых апартаментов, концертного и кинозалов, магазинов-бутиков, ресторанов и бассейнов. Предполагается, что строительство будет длиться в течение трех лет и потребует затрат не менее EUR1,5 млрд.

Однако горожане Венеции, проживающие в Маргере, встретили идею своего бывшего соотечественника в штыки. По их мнению, появление 60-этажного Palais Lumière способно если не убить, то, без сомнения, нанести серьезный ущерб уникальному архитектурному ландшафту старинного города. Достаточно сказать, что стеклянный дворец способен подавить своей грандиозностью Campanile di San Marco (Кампанилу (колокольню) собора Святого Марка) высотой почти 100 м. Да и вид будущего здания выглядит, по мнению венецианцев, довольно нелепо. Своими очертаниями Palais Lumière напоминает то ли космический корабль, потерпевший крушение в Венецианском заливе, то ли гигантский светящийся гриб. При этом, по мнению представителей группы Пьера Кардена, сооружение будет подобно трем гигантским цветам, поставленным в вазу. Более того, в результате строительства Венеция может быть исключена из списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. За пересмотр основных позиций проекта в смысле соответствия его привязки к окружающей среде высказался известный итальянский архитектор Витторио Греготти. «Если вы (Пьер Карден) хотите сделать для Венеции что-то полезное, создайте что-нибудь другое»,— сказал он. Впрочем, несмотря на то, что Ассоциация по сохранению исторического и культурного наследия Italia Nostra («Наша Италия») письменно предупредила власти Венеции о недопустимости сооружения Palais Lumière, региональное правительство в расчете на получение инвестиций в размере EUR2,4 млрд. все же выдало Пьеру Кардену разрешение на строительство, рассчитанное на четыре года.

Свои действия власти оправдывают в том числе и будущим созданием в условиях безработицы примерно от 5 до 8 тыс. новых рабочих мест в обремененном долгами городе с неуклонно сокращающимся населением. Серьезным козырем сторонников строительства является и его экологичность. Но далеко не все люди в венецианском городском управлении в восторге от детища Кардена. «Проект не лишен интереса, но в то же время вызывает и недоумение»,— говорит депутат горсовета Венеции Клаудио Боргелло.

Собственно, новая идея Пьера Кардена совершенно естественна для этого дизайнера, прославившегося своим новаторством. Он всегда предпочитал абстрактный геометрический стиль, в общем-то плохо гармонирующий с утилитарными потребительскими качествами. Понятно, что Карден был и остается авангардистом от haute couture, или, как говорят итальянцы, alta mode («высокой моды»). Именно им запатентовано более 500 изобретений, вроде высоких сапог, длинных пиджаков без воротника или узких брюк на пуговицах, первоначально созданных для группы «Битлз». Кстати, сентенцией «Эйфелева башня тоже сначала никому не нравилась» Родриго Базиликати, руководитель проекта Palais Lumière и племянник Пьера Кардена, своеобразно подчеркнул гениальное новаторство своего дяди. По его мнению, «Дворец Света» станет современным символом Венеции, наподобие той же Campanile di San Marco. Конечно, по его мнению, это своеобразная провокация, присущая всему творчеству Пьера Кардена. Но все же, как считает Базиликати, башни не станут доминантой Венеции и не будут подавлять исторический центр города — их едва можно будет увидеть с курортного острова Лидо.

minakov