Культура

В Лондоне впервые покажут шедевры Александра Волкова

Аукционный дом Christie’s с 4 по 21 сентября представит широкой публике некоммерческую художественную выставку «Александр Волков: из песка и шелка», которая станет основой для одного из самых глубоких исследований раннего творчества этого мастера. С экспозицией, состоящей из 50 живописных работ, можно будет ознакомиться в помещении аукционного дома на Кинг-стрит в Лондоне.

Организаторы выставки надеются привлечь своим мероприятием особое внимание к творчеству Александра Волкова, а также непосредственно к произведениям туркестанского авангарда начала XX в. Сам Волков свободно экспериментировал с различными живописными стилями, в том числе с фовизмом, экспрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но никогда не отдавал полного предпочтения ни одному из них. Применение западных художественных стилей в сочетании с выраженным влиянием восточной миниатюрной живописи и традиционного народного искусства совпало с желанием художника запечатлеть образ жизни в Центральной Азии, который бы охватывал и подчеркивал характерные мелодии и цветовую гамму, неизменно завораживавшие путешественников на протяжении многих веков. Примечательно, что нынешняя персональная выставка Александра Волкова станет первой, которую проведут вне пределов России и стран СНГ. Вниманию зрителей будут представлены как пейзажные этюды, которые Волков писал на пленэре во время летних экспедиций в Туркестан, так и работы, созданные в 1930-х гг., еще до того как социалистический реализм стал официальным и единственно одобряемым художественным стилем в СССР.

Само название выставки отсылает нас к историческому Туркестану как стратегически важному региону Центральной Азии, бывшему ареной территориальных споров, так называемой большой игры между Британской и Российской империями. Оно же отражает и две основные сюжетные темы, занимавшие художника в течение раннего периода его творчества. Это пейзажи и городская жизнь Центральной Азии, процветание которой было тесно связано с производством шелка. Таким образом, аллегории «песок» и «шелк» в равной степени отсылают к технической стороне исполнения картин Волкова, в которых он часто смешивал пигмент с песком для создания текстуры, совмещая мельчайшие крупицы с множественными тонкими слоями размытой краски и лака для того, чтобы создать утонченные градации цвета.

Условно выставку можно разделить на три тесно связанные друг с другом части. Первая составлена из самых ранних работ Волкова, выполненных под влиянием выдающегося русского символиста Михаила Врубеля. Известно, что Волков учился художественному мастерству в Киеве, а это решение было продиктовано в первую очередь желанием подробно изучить фрески, которые Врубель создал для Кирилловского монастыря. Несмотря на то, что по возвращении в Узбекистан влияние творчества Врубеля ослабевало, Волков продолжал придерживаться суждений Врубеля о том, что искусство неотделимо от повседневной жизни. Тем не менее многочисленные наброски к
монументальным фрескам, которые должны были украсить местную исламскую архитектуру, так никогда и не были воплощены в жизнь.

Вторая часть выставки посвящена работам Волкова, выполненным в кубофутуристическом стиле, следуя которому, художник делил композиции на серии треугольников. Таким образом, получались очень динамичные работы, которые передавали не только движение, но также и звук проходящего каравана, ярмарочную суету или танцевальный ритм. Как раз в этот период было создано полотно «Гранатовая чайхана», благодаря которому Волков стал известен как Мастер «Гранатовой чайханы». Эту волшебную по цвету, как будто горящую и горячую картину Александр Волков написал в 1924 г. уже сформировавшимся художником. В этом произведении соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. Чалмы персонажей картины предстают в виде своеобразных нимбов; их лица выглядят как некие лики, да и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. Эта мистическая таинственность наряду со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в одну из лучших картин русской живописи. Ныне это выдающееся полотно находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в России.

Третья часть выставки состоит из работ, созданных Волковым в период после «Гранатовой чайханы». В этих произведениях художник начинает склоняться к реализму, все еще демонстрируя сильную склонность к музыкальности. Бесконечные поиски художником новых способов отображения повседневности народов Центральной Азии отражали быстроменяющиеся условия их жизни. Вернувшись в Ташкент в 1916 г., Волков стал свидетелем демонтажа режима царской власти и быстрого перехода региона к большевистским реалиям. Уже к 1920 г. весь Туркестан оказался под коммунистическим контролем. При советской власти была проведена кампания по поселению на этой территории исторически кочевого населения, а местное население было вынуждено менять свои старые религиозные традиции. В работах Волкова, написанных в этот период под влиянием идей соцреализма, все же сохранилась впечатляющая цветовая энергия. Шумный, пронзительно яркий мир Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии «Горный кишлак» (1926-1927 гг.). Тривиальные сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок («Девушки с хлопком», 1932 г.). Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс, да и управляя трактором, хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость. Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова напоминают восточные ковры. Серьезно изучая национальные особенности узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их традиционные мотивы на свои полотна. Требования, предъявлявшиеся к советскому искусству в 1930-е гг., в первую очередь конкретность изображения, Волков воспринимал с трудом. «Не утрачивая насыщенности тона и большой красочности, свойственной моим прежним исканиям, дать простые и понятные картины, связанные с современностью»,— такую нелегкую задачу поставил он перед собой. В результате волковским картинам этого периода стало присуще монументально-эпическое начало. В период начиная с 1932 г. он пишет новостройки, хлопковые поля и портреты тружеников. Таковы, например, работы «Штурм бездорожья», «Колхозник», «Утро в Шахимардане» и многие другие произведения. Таким образом, Волков стал вдохновителем рождения декоративно-монументальной живописи в Средней Азии. В дальнейшем своим творчеством и педагогической работой Александр Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства.

minakov