Культура

В Лондоне продадут королевские ценности

Аукционный дом Christie’s объявил о проведении 6 декабря в британской столице специальных торгов, посвященных распродаже коллекции шедевров из собрания семьи крупного иранского бизнесмена Джангира Риахи. Лучшие образцы французского декоративно-прикладного искусства и мебели XVIII века в количестве около 50 работ выставляют на аукцион с общим эстимейтом, превышающим 20 млн. фунтов стерлингов.

Все без исключения предметы коллекции достойны самой высокой оценки и способны украсить собой дворцы и особняки королевского уровня. Недаром одним из главных топ-лотов собрания является превосходный секретер работы мастера Бернара ван Ризенбурга (Второго), созданный им около 1755 г. и предварительно оцененный в 3-5 млн. фунтов стерлингов. Это уникальное произведение декоративно-прикладного искусства возглавляет секцию лакированной мебели эпохи Людовика XV. Секретер обладает богатым провенансом, ведь согласно инвентарной записи от 19 февраля 1757 г. изначально он находился в знаменитом собрании маркизы де Помпадур. В 1765 г. он украсил собой резиденцию графа Ричмонда в Сассексе, где и оставался вплоть до 1993 г. А вот еще одна жемчужина коллекции — конторка работы Жозефа Баумгауэра, созданная около 1765 г. из розового дерева и украшенная японскими лакированными панелями — удостоилась эстимейта в 2-3 млн. фунтов стерлингов. По мнению экспертов Christie’s, эта конторка с ее извилистыми плавными линиями, характерными для высшего расцвета эпохи рококо, представляет собой исключительную редкость. Кроме того, следует подчеркнуть, что среди современников Баумгауэр славился своей любовью к дорогим и роскошным материалам, включая вставки из севрского фарфора, богатую инкрустацию из полудрагоценных камней, а также дорогие лакированные панели из редких пород дерева. Стол с похожей лакированной столешницей сегодня находится в собрании парижского Лувра.

В начале декабря в Лондоне можно приобрести и отличную работу Жан-Франсуа Эбена, придворного столяра-краснодеревщика короля Людовика XV. В период с 1754-го по 1763 г. он прославился благодаря своей невероятно живописной технике маркетри. Великолепный книжный комод его работы из амарантового и орехового дерева со вставками из позолоченной бронзы был создан мастером на закате его карьеры около 1760 г. (эстимейт 1,5-2,5 млн. фунтов стерлингов). Примечательно, что до наших дней дошли только два подобных комода. Один из них, ныне выставляемый на торги, сделан собственноручно Эбеном, а другой выполнен его учеником Жан-Анри Ризенером, ставшим новым придворным краснодеревщиком после смерти Эбена в январе 1763 г. Жан-Франсуа Эбен умер после непродолжительной болезни, прожив всего 41 год, пребывая на самой вершине своей карьеры. В число его клиентов входили герцог Бургундский и герцог Ришелье, многие другие персоны такого же уровня. Кстати, сам Жан-Франсуа, немец по национальности (иногда его имя писали как Иоганн Франц), был не только выдающимся краснодеревщиком и маркетристом, но и гениальным механиком. Недаром он вошел в историю как специалист по мебели «с секретом» и трансформирующейся мебели, а также как автор знаменитого «Бюро Короля» — бюро-цилиндра, выполненного для Людовика XV. В целом в период правления Людовика XV Жан-Франсуа создал поистине революционные формы мебели. Среди таких изделий — комод с тремя дверцами, вышеупомянутое бюро-цилиндр и целый предметный ряд «механической мебели», среди которой большое место занимали «дамские столики» разных форм и конструкций. Он создал большое количество моделей, ставших эталонными образцами мебели, а самой востребованной из них, причем вплоть до настоящего времени, стал комод в стиле транзисьон. Ныне шедевры мебельного искусства, созданные Эбеном, занимают достойное место в известных музейных и частных коллекциях всего мира.

Интересно, что преемник Эбена Жан-Анри Ризенер, ранее бывший рядовым работником его мастерской, впоследствии стал вторым мужем рано овдовевшей супруги хозяина. В январе 1768 г. Ризенер получил звание мастера и мастерскую в Арсенале. До этого времени на все мебельные предметы ставилось клеймо J. F. OEBEN (Ж. Ф. Эбен), прежде всего потому, что покупатели хотели приобрести творения «Эбена», а не какого-то там «Ризенера», который тогда еще не был так популярен, как его учитель.

В секции изделий из серебра предстоящего аукциона Christie’s наибольшего внимания заслуживает великолепная пара супниц работы французского ювелира эпохи Людовика XVI Робера Жозефа Огюста с эстимейтом 400-600 тыс. фунтов стерлингов. Сам Огюст был широко известен благодаря тому, что являлся создателем короны, в которой короновали самого Людовика XVI, а также благодаря сотрудничеству с дворами русской императрицы Екатерины Великой и английского короля Георга III.

В секции изделий из фарфора одним из бесспорных фаворитов является пара ваз из китайского фарфора (селадона) с отдельными элементами из позолотной бронзы, пьедесталом из черепах и тритонов (символов бога моря Нептуна), создание которых приписывается Пьеру Гутьеру (эстимейт 400-600 тыс. фунтов стерлингов). Еще одним выдающимся изделием из селадона является ваза-ароматница с элементами из позолоченной бронзы, датированная около 1740 г. (эстимейт 250-400 тыс. фунтов стерлингов). Этот предмет также отличает солиднейший провенанс. Известно, что одним из прежних владельцев вазы являлся герцог Валентинуа и принц Монако Оноре Камиль Гримальди.

Подборка, выставляемая на открытые торги Christie’s в декабре, является второй частью коллекции семьи Риахи. Первая же часть, состоявшая из 59 работ, была выставлена на продажу в рамках нью-йоркских торгов аукционного дома Christie’s 2 ноября 2000 г. и была продана за общую сумму в $40,3 млн., почти вдвое превысив эстимейт. На то время этот результат стал безусловным рекордом для частной коллекции произведений французского декоративно-прикладного искусства и предметов мебели. В ходе аукциона 2000 г. было установлено три ценовых рекорда, в то время как 10 работ были проданы за суммы свыше $1 млн.

minakov