Культура

В Арабских Эмиратах возведут крупнейшую пирамиду в мире

Американский художник болгарского происхождения Христо Владимиров Явашев, родившийся в г. Габрово в 1935 г., прославившийся под именем Христо творческими проектами, созданными в стилистике «амбалляжа», намерен возвести в песках эмирата Абу-Даби гигантскую скульптуру из нефтяных бочек. Таким образом, на территории ОАЭ, где в эмирате Дубай уже есть самое высокое здание в мире — небоскреб Бурж Халифа, появится еще один рекордсмен. Будущая скульптура, получившая название «Мастаба», станет значительно грандиознее Собора Святого Петра в Ватикане и знаменитой пирамиды Хеопса в Гизе и будет самой дорогой по затратам.

Скульптура в форме трапециевидной пирамиды высотой 150 м, построенная на основе 410 тыс. разноцветных нефтяных баррелей, обойдется в $340 млн. Цвета бочек будут напоминать желтые и красные пески пустыни, воссоздавая визуальный эффект исламской мозаики. Выбор названия «Мастаба» отнюдь не случаен, ведь оно наиболее точно отображает творческий замысел автора. В Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств словом «мастаба» (ударение на последнем слоге), что в переводе с арабского означает «скамья» или «вечный дом», именовались специальные гробницы с формой усеченной пирамиды. Они имели подземную погребальную камеру и несколько отдельных помещений, стены которых покрывались рельефами и росписями. Обычно мастаба состояла из двух частей — наземной и подземной. В подземной части глубиной от 15 м до 30 м располагалась собственно гробница с мумией, а над ней находился сердаб, то есть молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена. В общем-то, мастаба являлась конструкционной основой для новой формы царского погребения, появившейся при III династии, предтечей пирамиды. Характерно, что первая пирамида Джосера в Саккаре высотой в 60 м была ступенчатым сооружением, так как представляла собой шесть поставленных друг на друга уменьшающихся кверху мастаб.

Христо уверяет, что в выборе формы своей «Мастабы» нет ничего мистического и потустороннего. Решающую роль сыграли ее высокие эстетические качества. Мастер отмел и всякие параллели использования бочек для создания своего будущего детища с нефтепромыслами ОАЭ — одного из основных источников процветания страны. Христо подчеркнул, что он и раньше использовал такие бочки для инсталляций — например, для работы «Железный занавес» в Париже в 1960-х гг. Вообще у проекта «Мастаба» нет никакого политического или экономического подтекста, это скорее дань уважения традиционной исламской архитектуре. Рядом с «Мастабой» в Аль-Гарбии, что в 100 км от Абу-Даби, возведут дополнительный арт-кампус с выставкой о данном проекте, роскошным отелем и рестораном. Рядом со всем этим великолепием посреди самых больших дюн в мире будут резвиться газели и другая пустынная живность.
По словам Христо Явашева, проект скульптуры был разработан еще 30 лет назад, однако основной причиной задержки ее возведения стала ирано-иракская война. Затем Христо снова возродил идею реализовать проект «Мастаба», на что его вдохновила честолюбивая заявка Абу-Даби стать культурным оазисом Ближнего Востока. В целом многие страны Персидского залива сейчас, как никогда, активны в сфере продвижения современного искусства. В том же Абу-Даби планируют открыть филиал Лувра, музея Гуггенхайма и Национальный музей шейха Зайеда по проекту архитектора Нормана Фостера.

Средства на реализацию проекта «Мастаба» будут получены от продаж собственных произведений художника и его совместных работ с ныне покойной женой и постоянным соавтором Жанной-Клод де Гийебон. Вместе они создали технику «ампакетажа» (empaquetage, в переводе с французского — “упаковка”), но чаще употребляется термин «амбалляж», то есть оборачивание в ткань, пленку или бумагу больших объектов, например, зданий, мостов и природных объектов. Такое странное концептуальное творчество, как ни удивительно, находит своих ревностных почитателей, а стоимость произведений Христо и Жанны-Клод на арт-рынке иногда доходит до $10 млн. Некогда Христо начинал с упаковки небольших предметов, например, банок. Со временем художник перешел к упаковке деревьев и автомобилей, а потом целых зданий и ландшафтов. Как правило, у художника уходит много времени и усилий на получение разрешений и согласований для осуществления своих проектов. В 1968 г. Христо удалось «обернуть» Кунстхалле в Берне, Музей современного искусства в Чикаго (1969 г.), Pont Neuf («Новый мост») в Париже (1985 г.) и берлинский Рейхстаг (1995 г.). Одним из крупнейших ландшафтных проектов Христо стала Running Fence («Бегущая изгородь») в Калифорнии, созданная в 1976 г., мерцающий тканевый занавес длиной более чем 39 км. Среди других примечательных работ — плавающая ярко-розовая ткань в заливе Бискейн на близлежащих 11 островах (1983 г.) и сооружение из тысяч зонтов высотой 6 м.

Помимо денег Христо Явашева, будут привлечены и внешние инвестиции. Пока что остается неизвестным, входит ли в число инвесторов кто-либо из членов правящей династии Арабских Эмиратов, однако Христо не скрывает, что проект поддержал старший брат эмира Абу-Даби шейх Хамдан бин Зайед аль-Нахайян. Официальное разрешение от членов правящей династии уже получено, и теперь они с нетерпением ждут появления «Мастабы». По словам Христо, на возведение пирамиды потребуется не менее 30 месяцев и усилия сотен людей. Окончить все работы по проекту планируется к 2015 г. Художник уверен, что ежегодно «Мастабу» будут посещать не менее двух миллионов туристов.

minakov