Культура

«Штирлиц» заговорит по-турецки

Демонстрацией фильма «Народ моего деда» режиссера Чагана Ырмака в столичном кинотеатре «Киев» сегодня вечером откроется программа 5-го фестиваля «Дни турецкого кино в Киеве». В течение пяти дней зрители смогут познакомиться с современными турецкими кинокартинами, посвященными разной тематике, отражающей особенности жизни и насущные проблемы страны.

Фестиваль «Дни турецкого кино» проводится в столице Украины с 2006 г. Все картины, выносимые ныне на суд украинского зрителя, вышли в прокат в период 2011-2012 гг. Сегодня национальное кинопроизводство в Турции находится на очевидном подъеме. Об этом свидетельствуют данные комитета статистики правительства этой республики. Так, в целом количество зрителей в кинотеатрах страны за первые 5 месяцев 2012 г. выросло до 21 млн. 363 тыс. Этот показатель на 8% превышает данные аналогичного периода прошлого года. Из года в год стабильно увеличивается и количество выпущенных лент, в своем большинстве созданных молодыми перспективными режиссерами. Это происходит благодаря тому, что 50% турецких фильмов снимаются за счет или прямого бюджетного финансирования, или производятся при государственной поддержке. Турецкие фильмы стали успешными не только внутри страны, но и в последние годы заслужили около 150 наград на различных международных кинофестивалях. Весьма характерно, что предпочтение собственной кинопродукции в Турции отдают 60% зрителей, причем больше всего внимания привлекают фильмы на историческую тематику.

Несмотря на тот факт, что фестиваль «Дни турецкого кино» проводится в нашей стране в пятый раз, в целом турецкий кинематограф остается для украинского зрителя все той же непостижимой экзотикой. Тем более ценна и важна инициатива, проявленная Фондом кино- и аудиовизуальной культуры Турции ТÜRSAK, и ее поддержка Министерством культуры и туризма Турции. Ведь довольно странно, что наши туристы, давно успев освоить чуть ли не все морские курорты соседней республики, по-прежнему так мало знают о ее реальной культуре, в частности, о том, чем дышит современный турецкий кинематограф. Хочется верить, что в ходе киносеансов нынешнего фестиваля этот пробел существенно сузится.

Кинолента «Народ моего деда» выбрана в качестве заглавной картины, открывающей фестиваль отнюдь не случайно. Это тонкий лирический и остро ностальгический кинофильм, повествующий о непростой истории жизни 10-летнего мальчика Озана и его деда Мехмета, иммигранта с острова Крит, поселившихся в небольшом городке на Эгейском побережье Турции. Озан, несмотря на все старания, не может прижиться в новой для него среде, он остается чужим среди ровесников. С другой стороны, его дедушка стал не только своим, но и очень уважаемым человеком в городе, помогая людям словом и делом решать проблемы и улаживать споры и неурядицы. Единственное, в чем сходятся внук и его дед, так это в страстном, остром и тоскливом желании однажды вернуться на покинутую ими «отчизну». Правда, цели у них разные. Мехмет Бей питает большие надежды хоть раз увидеть перед смертью Крит, брошенную им былую родную землю. А мальчик мечтает вернуться туда навсегда, доверяя тем временем волнам Эгейского моря свои письма, запечатанные в бутылки.

Стоить отметить, что подборка картин для нынешнего фестиваля отличается завидным жанровым разнообразием. Фильм «Лабиринт» режиссера Толга Орнек — это типичный остросюжетный политический боевик, в контекст которого положена вечная борьба с некими вездесущими террористами. Сюжет довольно тривиален, но события ленты захватывают с первых минут. Итак, мощный взрыв прогремел на одной из оживленных улиц Стамбула, унеся жизни 95 человек. Выяснилось, что за терактом стоит новая террористическая организация. С целью ее обезвреживания турецкие спецслужбы приступают к операции под кодовым названием «Лабиринт». Тот, кто хоть немного знаком с современной внутриполитической обстановкой в Турции, может довольно легко сделать выводы, кого представляют эти пресловутые террористы. Впрочем, это не так важно. Проследить за перипетиями истории о доблестных попытках, предпринятых группой офицеров турецкой контрразведки, по предотвращению второго, еще более мощного взрыва, очевидно, стоит. У нашего зрителя, особенно среди женской половины, искренние симпатии может вызвать самоотверженный «турецкий Штирлиц» — молодой, но опытный невозмутимый командир по имени Фикрет, у которого нет за плечами ничего, кроме тяжелой военной карьеры. Его коллега Рейхан, один из лучших офицеров разведки, способен навести на не менее лестные параллели.

Три других фильма: бытовая социальная драма «Ночь молчания» режиссера Реиса Челика, «Джан» — рассказ о непростых отношениях семейной пары в постановке Рашита Челикезера, и черная комедия «Спасение. Последняя остановка» режиссера Юсуфа Пирхасана — также найдут своего благодарного зрителя. Все представленные картины — это продукт двух последних лет, но их уже посмотрело большое количество зрителей Турции. К примеру, фильм «Народ моего деда» демонстрировался в 490 кинотеатрах страны и собрал 165-тысячную аудиторию уже в течение первой недели показа.

Надо сказать, что нынешние успехи турецкого кино имеют давние предпосылки. Начать хотя бы с того, что кинематограф на территории современной Турции возник еще до того, как в 1923 г. была провозглашена Турецкая Республика. Съемки первого художественного фильма в стране «Женитьба Химмета Ага» были начаты в 1916 г. Зигмундом Вайнбергом и закончены Фуатом Узкынаем через два года. В 1917 г. в прокат вышли фильмы «Лапа» и «Шпион», автором которых был Седат Симави. В то же время принято считать, что современный коммерческий кинематограф зародился в Турецкой Республике только в 1932 г., с созданием фильма Ateşten Gömlek («Суровое испытание»). После провала в годы Второй мировой войны, в период с 1950-х по 1970-е гг. началось стремительное возрождение турецкой киноиндустрии. Тогда в павильонах кинофабрики Yeşilçam («Ешилчам», что дословно означает «Зеленая сосна», по названию улицы, на которой находились киностудии) ежегодно производилось по 250-350 фильмов. Возвращение к такому рекордному уровню — первоочередная и честолюбивая цель современных турецких кинематографистов.



minakov