Галерея «АртХолл» Фонда содействия развитию искусств подготовила для общественности настоящую культурологическую бомбу. Воплощая идею писателя Игоря Беркута, в рамках арт-проекта «От утопии к антиутопии» до 16 сентября организаторы выставили на публичное обозрение произведения изобразительного искусства от пяти авторов из Украины, Казахстана и России, поражающие своим обнаженным нервом.
В сущности, проект Игоря Беркута, осуществленный при содействии куратора и соавтора Романа Василишина,— это выставка-предупреждение, предлагающая свой вариант концепции утопии и антиутопии современного общества. Экспозиция «От утопии к антиутопии» выстроена таким образом, что не дает посетителю времени на раскачку. Созерцательный и уравновешенный просмотр выставленных произведений возможен только со второго круга. Уже у самого входа в галерею вас встречают монументальные футуристические картины, созданные в жанре то ли военного фэнтези, то ли хоррор-гротеска. Они таинственны, угрюмы и страшны. «Невероятно, этого быть не может!» — такова первая мысль, приходящая в голову. А как же иначе? Ведь большие жанровые полотна больше похожи не на живопись, а на документальные фронтовые фотоснимки с их беспощадным натурализмом. Мы видим Киев, его центральные улицы и площади — мрачные, разгромленные, в руинах и зареве пожаров. Вот склонилась поверженная колонна Независимости, купола соборов снесены или пробиты снарядами, а Крещатик вздыблен воронками от взрывов. Везде в беспорядке останки военной техники, а уцелевшие люди в ватниках и бушлатах греются у костров. Слава богу, пока что все изображенное на холстах известного киевского графика, иллюстратора и живописца Ивана Хивренко — это только вымысел, игра воображения. «Мы не хотим никого напугать,— говорит Игорь Беркут.— Но надо, чтобы все поняли и осознали, что такой исход развития событий при существующей в нашей стране реальности вполне вероятен. Этого допускать нельзя». Безусловно, основной лейтмотив всего проекта создают работы именно Ивана Хивренко, созданные в оригинальной авторской технике. Несмотря на очевидный авангардизм и нестандартность гиперреалистических работ Хивренко, в его художественном базисе заложено серьезное академическое образование. В 2000 г. он закончил Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (факультет станковой живописи), и, еще будучи студентом, получил приглашение на работу на должность художника в одну из первых украинских фирм, занимавшихся разработкой компьютерных игр. Именно благодаря его таланту был создан видеоряд в таких знаковых проектах, как Darkened Skye, Shaman, M&M’s и Lost Formulas. В 2001 г. Хивренко перешел в компанию GSC Game World, где стал автором таких игр, как American Conquest, «Казаки», Alexander, «Герои уничтоженных империй», S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl. Затем была компания GFI, где художник принял участие в работе над проектами Fighting и Officers. В течение 2006-2007 гг. художник подписал контракт со словенской компанией ZootFly и принимал участие в проектах Panzer Elite Action, WW3, Ghostbusters и Wake Up. И это все еще не полный список его достижений в игровой индустрии. Вернувшись из Словении, Хивренко переключился на иллюстрирование книг, и ныне сотрудничает в этом качестве с издательством «Эксмо».
Совершенно иной изобразительно-смысловой пласт представляет ироническая, если не сказать жестче, издевательская графика Александра Ерашова, представляющего галерею «Улар» (Казахстан). По количеству произведений, ныне выставленных в «АртХолл», а также их концептуальной значимости он «соперничает» с Иваном Хивренко. Графические листы Ерашова из циклов «Азбука СССР», «Мы победили Интернет» и «СССР. Антиучебник антиистории» — это личностное осмысление автором нашего общего, советского прошлого. «В те времена графику Александра Ерашова однозначно осудили бы как «антисоветчину», ерническую насмешку или даже клевету. Теперь же эти произведения смотрятся совсем в ином ключе, возможно, и не лишенном ностальгической ноты»,— считает Игорь Беркут. Сегодня, по прошествии более чем 20 лет после распада СССР, произошла смена идеологических парадигм, десакрализация и развенчание личностей, событий и явлений эпохи, устоявшихся за более чем 70-летнюю историю. Выводы о ней напрашиваются неоднозначные. С одной стороны, у народа было множество преимуществ, в числе которых доступное образование и бесплатная медицина. А с другой стороны, для страны был характерен тотальный дефицит пищевых продуктов и потребительских товаров. Так получилось, что тематическую графическую нишу «постсоветизма» уверенно занял и с большим успехом освоил как раз уроженец казахстанского города Аксу Александр Ерашов. Свои произведения Александр относит к жанру «советского фэнтези», подчеркивая, что это «его фантазии о том, что могло быть с Советским Союзом, если бы он не почил в бозе». На сегодня он является автором более 500 произведений графики. В этом числе фантастико-утопические циклы «СССР. Антиучебник антиистории», «Король и шут», «К Пелевину», «Чонкин», «Из жизни моллюсков», «Тюркская легенда», «Люди и корабли», «Короли», «Из жизни провинции», «Казахские народные сказки» и целый ряд других.
Всего в экспозиции демонстрируются произведения четырех художников. Кроме Ивана Хивренко и Александра Ерашова, тут представлено не менее интересное творчество Александра Савко (Россия) в жанре палимпсеста и «некоего» Генриха Василенко (Украина). Последний — это, оказывается, очень известный в нашей стране человек, но по какой-то причине он предпочел скрыть свое настоящее имя, хотя два его больших полотна, посвященных феминистической стороне будущей Украины, достойны выделения в отдельную экспозицию. Интересно, что на портале галереи «Улар» никакого Василенко не значится, а вместо него фигурирует какой-то Джон Смит из Великобритании. Есть на выставке и заслуживающая особого внимания бронзовая скульптура от известного мастера Даши Намдакова, изображающая рождение грядущего правителя Украины. Настоятельно рекомендую «поприсутствовать при родах».
Кстати, до этого проекта никто из участников не был знаком друг с другом. «Я узнал о творческих достижениях каждого из них по отдельности и заметил, что, несмотря на всю их непохожесть, они все объединены определенной концептуальностью. Так и родилась мысль о нашем единственном в своем роде совместном проекте. Плодом наших усилий и стала эта выставка — своеобразная визуально-скульптурная иллюзия современного общества»,— объясняет Игорь Беркут.