Аукционный дом Christie’s в рамках празднования 40-летнего юбилея русских торгов объявил о проведении 26 ноября открытой распродажи художественных произведений, декоративно-прикладных изделий и коллекционных наград. На Christie’s русские торги стали традиционными, начиная с 1972 г. На этот раз в качестве главного топ-лота выступит картина Николая Фешина «Портрет мадемуазель Подбельской», получившая предварительную оценку в 1,2 млн. фунтов стерлингов.
Картина Фешина считается бесспорным фаворитом предстоящего аукциона сразу по нескольким причинам. Во-первых, сегодня интерес к творчеству этого художника высок, как никогда ранее. Кроме того, о самом «Портрете мадемуазель Подбельской», ныне выставляемом на торги, еще до недавних пор искусствоведы могли судить лишь понаслышке, в основном по репродукциям в специальных публикациях 1914 г. Имелись и некоторые смутные упоминания об этой работе и в архиве самого художника. Теперь же счастливое обнаружение картины, считавшейся утерянной с 1913 г., возвращает ее, пусть и ненадолго, широкой культурной общественности. Понятно, что такой живописный шедевр, еще и окруженный таинственным флером, вызовет ожесточенную борьбу за право обладания им. Не исключено, что будущий владелец картины вновь «похоронит» ее в своей коллекции подальше от любопытных глаз. Самым лучшим вариантом было бы приобретение портрета каким-либо из солидных музеев, ведь этот холст явно достоин такого уровня.
Интересна не только история картины, но и изображенный на ней персонаж. Известно, что Наталия Александровна Подбельская, предположительно учившаяся в Казанской художественной школе, была любимой моделью художника. Известны всего три ее портрета кисти Фешина. Это два пленэрных этюда, находящихся в собраниях Башкирского художественного музея им. Михаила Нестерова (Уфа) и Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), а также композиционный портрет 1912 г. «Дама в розовом» (Художественный музей Фрай, Сиэтл, США).
Надо сказать, что при всем разнообразии своего дарования Николай Фешин в первую очередь был выдающимся портретистом. Несмотря на то, что Фешин создал немало исключительных произведений именно в период своего пребывания в США, эксперты уверены, что его работы «русского периода» (1910-1923) наиболее ценимы коллекционерами, да и появляются на аукционах крайне редко. Подавляющее большинство портретов этого времени отличает характер спонтанности, который выражается в свободных и решительных мазках. В «Портрете мадемуазель Подбельской», написанном в 1912 г., в полной мере проявляются все характерные черты ярко выраженного индивидуального стиля художника, который использовал широкий диапазон технических приемов, сочетавших гладкую манеру письма с экспрессивным импасто.
В целом в рамках аукциона «Выдающееся русское искусство» вниманию коллекционеров будут представлены 415 разнообразных произведений искусства, от живописных пейзажей и чувственных портретов до изысканных примеров декоративно-прикладного искусства, включая более 60 работ фирмы Фаберже, многие из которых обладают императорским провенансом. К другим топ-лотам предстоящего аукциона относится пейзаж Алексея Боголюбова «Ночной крестный ход в Ярославле» с эстимейтом 300-500 тыс. фунтов стерлингов. Он был написан в результате поездок Боголюбова по Волге, предпринятых им в 1861 и 1863 гг. с целью составления путеводителя. На таком же предварительном ценовом уровне находится и еще один топ-лот — восхитительная символическая работа Михаила Нестерова «Две сестры», написанная в 1923 г.
Среди картин, выставляемых на торги, особого упоминания также заслуживают написанное в 1917 г. полотно Константина Коровина под названием «Причал в Гурзуфе» (эстимейт 200-300 тыс. фунтов стерлингов), «Портрет Патрисио Эдвардса» кисти Бориса Григорьева, написанный художником во время пребывания в Чили в 1928 г. и оцененный экспертами в 300-500 тыс. фунтов стерлингов, и яркое произведение кисти Александра Волкова «Мавзолеи в лунном свете» 1915 г., которое было представлено на первой международной выставке «Александр Волков: пески и шелк» в залах Christie’s в Лондоне в сентябре 2012 г. (эстимейт 200-300 тыс. фунтов стерлингов).
Также на аукцион предлагается коллекция работ Марии Якунчиковой, возглавляемая картиной «Отражение внутреннего мира» (эстимейт 150-200 тыс. фунтов стерлингов).
На этот раз Christie’s также предложит на аукцион произведения декоративно-прикладного искусства, которые происходят из важных частных коллекций и никогда раньше не появлялись на рынке. Наиболее примечательна группа из более чем 60 работ Фаберже, большинство из которых отличает выдающийся, а в отдельных случаях императорский провенанс. Фаворитом этой секции является крайне значимое творение фирмы Фаберже, происходящее из собрания семьи Нобель (эстимейт 250-350 тыс. фунтов стерлингов). Семья Нобель считалась одним из наиболее важных клиентов фирмы, заказывавших у Фаберже различные подарки и предметы личного характера. Этот впечатляющий качеством своего исполнения и оформления ковш является ярким образцом создававшихся мастерами фирмы серебряных изделий, выполненных в узнаваемом псевдорусском стиле. Внушительных размеров ковш традиционной формы, выполненный в Москве в 1909 г., имеет как клеймо Фаберже, так и императорское клеймо.
В ноябре аукционный дом Christie’s также порадует своим предложением и ценителей элитных ювелирных изделий музейного уровня. В этом разряде — превосходная бриллиантовая подвеска в форме креста, инкрустированная топазами и оправленная в платину мастерами фирмы Фаберже (эстимейт 50-70 тыс. фунтов стерлингов). Известно, что 12 декабря 1912 г. лично прибыв в петербургское отделение фирмы, эту подвеску приобрели император Николай II и его супруга Александра Федоровна, уплатив за нее 1350 рублей. Вероятнее всего, подвеска предназначалась в качестве подарка сестре императора — великой княгине Ольге Александровне. Примечательно, что подвеска предлагается на аукцион из семьи наследников самой великой княгини. Помимо этого, на аукцион выставлена и значимая группа императорских презентационных предметов, среди которых главным лотом является украшенная сапфирами подвеска, приобретенная Кабинетом Его Императорского Величества по случаю трехсотлетия династии Романовых на российском престоле в санкт-петербургском филиале фирмы Фаберже в 1913 г. (эстимейт 20-30 тыс. фунтов стерлингов). Еще одной работой Фаберже, купленной Николаем II, является украшенная эмалью и оправленная в золото нефритовая шкатулка с клеймом мастерской Михаила Перхина, изготовленная в Санкт-Петербурге около 1898 г. (эстимейт 40-60 тыс. фунтов стерлингов). Также на продажу будет выставлена значимая секция военных наград и медалей, список которых возглавит подборка орденов представителей семьи Романовых, включающая в себя выполненный из позолотного серебра нагрудный знак и звезду Святого апостола Андрея Первозванного, которые ранее никогда не появлялись на рынке (эстимейт 90-110 тыс. фунтов стерлингов).