Культура

Оливер Стоун отодвинул Джона Траволту и Сальму Хайек на второй план

В следующий четверг, 4 октября, на экраны выходит новая картина Оливера Стоуна «Дикари» (в российском прокате она называется «Особо опасны»), в которой снялись Сальма Хайек, Джон Траволта и Бенисио Дель Торро, но им режиссер дал роли лишь второго плана. На первый он вывел тройку молодых актеров, кинокарьера которых началась сравнительно недавно. Криминальную драму о войне наркокартелей режиссер превратил в философскую драму с элементами экшна, без которых не обходится ни один фильм этого жанра.

Фильм у Стоуна получился достаточно жесткий, с первых же эпизодов режиссер настраивает зрителя на то, что его ожидает кровавая драма и счастливого конца он может не увидеть. Картина начинается с того, что на экране появляются плачущие и просящие о снисхождении связанные люди, снятые на любительскую камеру, среди которых расхаживает человек с косой в костюме смерти. Потом появляется другое, черно-белое хоумвидео — вдоль морского побережья идет девушка, которая говорит: «Если вы это видите и слышите, совсем не означает, что я жива». После этого начинается ее рассказ, и картинка на экране становится цветной.

Основную сюжетную линию, которую придумал Оливер Стоун, я бы назвал хорошей нестандартной находкой сценариста. Главные герои — это два друга, занимающиеся разведением и продажей афганки. Один из них, как водится, бескомпромиссный вояка Чон, который привык все вопросы решать при помощи кулаков и оружия, его играет Тейлор Китч. А вот второй, Бен, в исполнении Аарона Джонсона, наркоторговец-романтик, который, разводя и продавая высококачественный наркотик, свято верит, что он несет людям радость и облегчение (наркотики он реализует в том числе через аптеки, как болеутоляющее). Согласитесь, наркобарон — ботаник, это что-то новенькое. На противопоставлении и сравнении этих двух персонажей Оливер Стоун и строит эту картину.

Первое сравнение мы слышим от главной героини Офелии, или О (Блейк Лавли),— так она сама себя называет, которая живет с этими друзьями одной семьей: «Если Чон трахается (в одном из первых эпизодов картины показывается очень откровенная сцена соития между Чоном и О), то Бен занимается любовью». Чуть позже показывается эротическая сцена с О и Беном. Она выглядит романтично и не настолько откровенна. Потом, на протяжении всего фильма, режиссер предлагает сравнить их поступки, как каждый из них готов решать возникшую проблему. Но главное, он показывает, как романтик Бен, который все-таки живет не по бандитским, а человеческим законам, постепенно превращается в дикаря — таковым его делают обстоятельства. Для того чтобы зритель ощутил то человеческое бездуховное дно, на которое Бену приходится опускаться, он и вводит в сюжет некий мексиканский наркокартель, которым заправляет совершенно бездушная Мариэта в исполнении Сальмы Хайек. Сама актриса говорит в интервью о своем персонаже: «У моей героини ботекс в сердце». Ее правая рука «Медведь», в исполнении Бенисио Дель Торро, делает все грязные дела, которые поручает ему Мариэта. В частности, именно он срубил головы всем мексиканцам, которые появляются в первом эпизоде картины. И это для него невинная шалость по сравнению с другими его расправами. Именно этот картель пытается подчинить себе Чона и Бена, но, столкнувшись с их несговорчивостью, они похищают О, чтобы получить над ними власть.

С этого момента и начинается, если можно так сказать, падение Бена. Вначале он просто пытается с ними договориться и даже отдать им все свое дело. Однако этому картелю нужны не только его деньги, но и мозги. Понимая, что словами делу не поможешь, Бен со своим приятелем начинает играть по их правилам и поступать точно так же, как они. Сперва это у него не получается: держа на мушке одного из бандитов, он так и не смог выстрелить, и в результате сам чуть не стал жертвой. На выручку приходит Чон, для которого застрелить противника ничего не стоит. Бена же только от самого вида убитого и крови на собственном лице выворачивает. Тогда он решает, что не будет больше организовывать кровавых нападений на противника, а будет уничтожать их же собственными руками. Собрав компромат на одного из помощников Мариэты, он сам передает папку с документами «Медведю» в расчете на то, что они сами с ним разберутся. Но ситуация поворачивается по-другому. Его заставляют присутствовать на пытке этого человека, а после того как он сознается в своих грехах, именно его, Бена, заставляют казнить, а именно поджечь, отступника. Это, пожалуй, и стало для него переломным моментом. После этого он сам становится инициатором похищения дочери главы картеля, чтобы обменять ее на О. А уже в финале картины ему не составляет никакого труда разрядить обойму в своего противника.

Для того чтобы подчеркнуть, каким людям место в этом бизнесе, а каким нет, Стоун ввел еще одного персонажа — юношу, который работает на этот мексиканский картель. Как он туда попал, непонятно, однако его обучением занимается «Медведь». На глазах у юноши он вначале простреливает колени одному адвокату, а потом убивает. После чего предлагает молодому человеку трахнуть жену убитого. На это он не решается, после чего персонаж Дель Торро его руками убивает ее. При этом он так мягко, с улыбкой на лице, по-отцовски объясняет ему, что свидетелей мы не оставляем, и объясняет, как это нужно сделать — вложить пистолет ей в рот и плавно нажать на курок. Потом этому парню приходится сторожить О, и он постепенно если не влюбляется, то по крайней мере проникается сочувствием к ней. Тогда наставник у него на глазах насилует девушку, а спустя какое-то время, перевозя О в другое место заключения, убивает юношу со словами: «Ты оказался слишком милосердным». Слава богу, он так и не смог стать дикарем, хотя ему от этого легче уже не станет.

Все эти кровавые разборки немного сглаживает персонаж Джона Траволты, который играет продажного полицейского из отдела по борьбе с наркотиками. Он получает деньги от наркоторговцев и помогает по очереди им всем. Однако сцены с его участием — это не напряженные диалоги, а скорее комичные сцены. Траволта забавно размахивает руками и трясет головой, убеждая своего собеседника в чем-либо, и это выходит достаточно смешно.

Интересным у Стоуна получился и финал. В последнее время в картинах можно встретить двойную концовку. В начале показывается один вариант, а потом неожиданно говорится, что так оно могло бы быть, но произошло все по-другому. Именно такую концовку и сделал режиссер. В одном случае все погибают, что вполне логично, поскольку Стоун все время подводит зрителя к мысли, что все они дикари, а таким людям лучше не жить в этом мире. Причем, смерть главных героев наступает после того, как Чон вкалывает наркотик себе и своим друзьям. Бену вкалывает как обезболивающее, поскольку он смертельно ранен в перестрелке, а себе и О потому, что понимает: полноценной семьей, как говорила сама героиня, они были только втроем.

Второй же финал можно трактовать двояко. В нем все остаются в живых, и только глава мексиканского картеля попадает на 30 лет в тюрьму. С одной стороны, это можно понять как хеппи-энд, сделанный специально для зрителя. С другой — действие наркотика, который всем троим вколол Чон, и это лишь мечты О.


milinevskiy