Культура

Музеи переместились в бункеры

Вчера вечером, в 21:00 по ближневосточному времени, было объявлено о прекращении военных действий в зоне военного конфликта между Израилем и сектором Газа. На данный момент обе стороны придерживаются достигнутого соглашения, но мир остается крайне хрупким. Важным индикатором нестабильности остается реакция на события, связанные с проведением операции «Облачный столп» израильских музейщиков, поспешивших упрятать свои сокровища в хранилища.

В период с 14 по 21 ноября палестинцы выпустили по Израилю около 1,5 тыс. ракет, из которых 58 разорвались на застроенных территориях, а остальные — на открытой местности, причем 421 ракета была сбита системой ПРО «Стальной купол». Самое печальное, что впервые в истории палестино-израильского конфликта расположенные в Газе ракетные установки залпового огня системы «Град» обстреляли окрестности Тель-Авива и даже достигли Иерусалима. Это привело к тому, что один из крупнейших в Израиле Тель-Авивский музей изобразительных искусств (Tel Aviv Museum of Art), ввиду угрозы ракетных ударов, убрал из своих залов открытой экспозиции около 200 произведений искусства, в том числе не менее сотни полотен фламандских живописцев, принадлежащих к знаменитой династии художников Брейгелей. В музее как раз проходит важная и долгожданная выставка «Все его сыновья: династия Брейгелей», полотна на которую прибыли из солидных зарубежных собраний, застрахованные на крупные суммы. Между тем, по словам организаторов выставки, многие музеи вообще наотрез отказались предоставить для Тель-Авивской экспозиции свои холсты кисти Питера Брейгеля-старшего, а некоторые из владельцев картин ограничились только предложением работ его родственников. Такая настороженность к художественным выставкам, организуемым в Израиле, собственно к отправке в эту страну музейных ценностей высшего уровня ярко проявилась еще нынешним летом. Тогда коллекционеры и представители музеев стали всерьез опасаться начала реального военного противостояния с Ираном.

Однако, целиком осознавая свою ответственность, в ситуации нынешнего военного конфликта израильские музейщики решили полностью исключить всякую вероятность угрозы повреждения, не говоря уже о возможном уничтожении вверенных им художественных ценностей. Шутка ли сказать, ведь в Израиль впервые привезли даже картину Иеронима Босха, известного как наставника Питера Брейгеля-старшего, а также около сотни работ четырех поколений семьи Брейгель.

Надо сказать, что в ходе приутихшего конфликта над Тель-Авивом было перехвачено всего несколько ракет, и по сравнению с другими городами, расположенными южнее, ближе к границам сектора Газа, здесь все же спокойнее. Но береженого, как известно, Бог бережет. «Мы не можем игнорировать даже самую малую возможность нанесения ущерба, мы охраняем их (картины), как собственных детей»,— заявил Дорон Лурье, главный куратор и хранитель музея. Теперь работы, предоставленные для экспозиции, спрятаны в бункере за тяжелой, массивной металлической дверью с секретным замком. Демонстрируя надежность системы безопасности, господин Лурье, облаченный в белые перчатки, поворачивает большое колесо в центре двери и, с трудом оттягивая на себя тяжелую створку, извлекает для показа ряд спрятанных холстов.

Тель-Авивский музей изобразительных искусств был основан в 1932 г. Он считается одним из самых крупных и значимых художественных музеев страны. В составе экспозиции музея работают отделы искусства Израиля, современного искусства, фотографии, рисунка, графики, дизайна, архитектуры и отдел искусства XVI-XIX вв. Здесь представлены важнейшие направления искусства первой половины ХХ в., такие как фовизм, немецкий экспрессионизм, русский конструктивизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, французские импрессионизм и постимпрессионизм. Примечательно, что в здании музея 14 мая 1948 г. была провозглашена Декларация независимости.

Хуже всего пришлось коллегам Дорона Лурье из художественных музеев Ашдода и Беер-Шева. Например, куратору Ashdod Art Museum Монарту Центеру пришлось спрятать в сейф 15 произведений известного современного израильского художника Циби Гева. К таким мерам в музее Ашдода пришлось прибегнуть впервые со дня его открытия в 2003 г. А вот в Беер-Шеве такой опыт не в новинку. Еще четыре года назад во время боевых действий в секторе Газа музейщики были вынуждены, во избежание неприятностей, переправить художественные сокровища из ненадежного, слабо укрепленного хранилищa в подвалы здания городской управы.

Когда картины вновь займут свои законные места на стенах музеев, пока неясно. «Я знаю, что есть граждане, ожидающие еще более мощной военной операции, и очень возможно, что в будущем нам придется на нее пойти»,— заявил премьер-министр Государства Израиль Биньямин Нетаньяху. Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-лейтенант Бени Ганц отметил, что в ходе антитеррористической операции «Облачный столп» были достигнуты все поставленные правительством цели. Но, по его словам, «о стабильности перемирия говорить пока рано». В таком же духе высказался и министр обороны Эхуд Барак. «Если прекращение огня окажется непрочным, мы будем знать, что предпринять»,— пообещал Барак в эфире радиостанции «Коль Исраэль» («Радио Израиля»). Тем, кто не в состоянии примириться с такой реальностью, министр посоветовал уехать из Израиля в Финляндию или Швейцарию.

minakov