В разгар курортного сезона 18 августа в Ялте в помещении театра им. Антона Чехова в третий раз пройдут аукционные торги «Живопись и графика. Крымская художественная традиция XX-XXI столетий». Ознакомиться с лотами предстоящего аукциона можно с 28 июля по 6 августа в севастопольской галерее «Арт-Бульвар», а с 11 по 17 августа картины покажут в ялтинском чеховском театре
Галерея «Арт-Бульвар», постоянный организатор торгов «Живопись и графика. Крымская художественная традиция XX-XXI столетий», ныне выставит на продажу 155 произведений кисти 65 известных крымских живописцев и графиков, причем основную часть коллекции составляют работы периода 1930-1980 гг. Тематически практически все картины посвящены Крыму, изображая его пейзажи и трудовые будни. Однако в нынешней аукционной коллекции немало натюрмортов и картин других жанров. Надо сказать, что тематические аукционы живописных работ крымских художников в последнее время пользуются все большей популярностью. Что характерно, они с успехом проходят не только в Крыму, но и в столице Украины. Серьезных коллекционеров привлекает возможность приобрести в свое собрание отличные холсты таких признанных мастеров, как Валентина Цветкова, Геннадий Брусенцов, Степан Яровой или Павел Мирошниченко, или тонкие воздушные акварели Альфонса Жаба. В свою очередь, просто ценители качественной живописи могут приобрести на аукционе недорогую, в пределах до $500 или чуть повыше,— как, например, темпера «Домик Волошина» Игоря Поздеева (лот №41), но вполне приличную работу для украшения интерьера своего жилища с хорошей инвестиционной перспективой. Для таких людей произведение изобразительного искусства, размещенное в доме, служит свидетельством стабильности, дает ощущение неразрывности поколений.
Крымская живопись привлекательна прежде всего своей импрессией, наполненностью светом и воздухом, главными качествами, свойственными крымской живописной традиции. Особой изюминкой третьего аукциона «Живопись и графика. Крымская художественная традиция XX-XXI столетий» станет выставление на торги акварелей 1929-1932 гг. «Бахчисарай», «Хан-Джами», «Бахчисарай. Старые бани» и «Чуфут-Кале» выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Альфонса Карловича Жаба. Возле тающих на солнце выбеленных летним солнцем стен крымских мечетей, на узких бахчисарайских улочках будто остановилось время. На аукционе представлены и три работы мэтра акварельной техники, народного художника Украины Якова Басова. Сегодня спрос на его листы настолько высок, что, по оценке экспертов, стать обладателем его произведений — это настоящая удача, граничащая с чудом. Особенно силен своим почти ирреальным светом экспрессионистский лист «Уч-Кош» (1984 г.). А вот в «Графской пристани» (1978 г.) автору удалось передать время в камерной по формату, но почти монументальной по содержанию работе. Тонкость владения акварельной техникой сказывается и в спокойно-созерцательном колорите пейзажа «Свет» (1953 г., картон, масло).
Большая часть представленных на аукционе работ — это пейзажи. Как заметили психологи, именно пейзаж помогает умственной деятельности, сохранению ясности зрения и неординарности мышления. Такие пейзажи, глубокие композиционно и по содержанию, представлены на будущем крымском аукционе. Заслуживают особого внимания «Облачный день» заслуженного художника Украины Павла Мирошниченко (1995 г., картон, масло), удивительно мирное, несмотря на год создания, «Крымское побережье» (1942, холст, масло) Марии Меркульевой, «Осенние виноградники Ай-Петри» Аркадия Стрелова и ряд других отличных вещей. В разделе маринистики исключительно интересен лот №58. Это отличное полотно «кинбурнского затворника» Владимира Зебека «Морской пейзаж» с эстимейтом в $1,5-1,8 тыс. Еще один холст этого неординарного мастера, чьи работы расхватываются как горячие пирожки,— это лот №68, холст «В порту», получивший предварительную оценку $1,8-2,2 тыс.
Устроители любых аукционов неизменно почитают за честь выставить на торги работы музейного уровня. На третьем аукционе «Живопись и графика. Крымская художественная традиция XX-XXI столетий» это прежде всего панорамные холсты народного художника Украины Валентины Цветковой — «Ялта» (1955 г., холст, масло) и особенно «Хурма» (2003 г., холст, масло), со столь свойственной Валентине Петровне особенностью композиции — выделение переднего плана на фоне словно с высоты птичьего полета переданного города.
Особый пласт на аукционе составляют работы Волошинского пленэра, организованного в восточном Крыму галереей «Арт-Бульвар» осенью 2011 г. Здесь и Коктебель, и Кара-Даг, и другие легендарные места этого удивительного уголка Крыма, отличающегося и светом, и живописной, а более всего — графической традицией, разнообразно и тонко переданы его участниками. Большинство пленэрных пейзажей светлы и грустны одновременно: ранняя осень, легендарный облик местности — все это способствовало особому состоянию.
На аукционе широко представлен и портретный жанр. Удивительно красив «Портрет пианистки» (1963 г., холст, масло) кисти заслуженного художника Украины Геннадия Брусенцова. Картина Брусенцова (лот №116) с эстимейтом в $12-15 тыс. стала одним из топ-лотов аукциона. Это воплощение юности и женственности, переданное перламутровыми оттенками белого цвета, рассыпающегося на наших глазах, как всполох света. Очень хороша и работа Рената Рамазанова «Девушка в розовом» (лот №104), получившая предварительную оценку в $1-1,2 тыс.