Культура

Киев наполнили ароматы Одессы и Парижа

В Киевском национальном музее русского искусства открылась персональная выставка одесского художника Вадима Кучера-Куцана. В экспозиции, с которой можно ознакомиться до 23 сентября, представлено около 25 произведений живописи и графики. Среди них есть и работы, принимавшие участие в ежегодных выставках «Русских сезонов» во Франции, где картины мастера пользовались большим успехом.

Среди столичных ценителей прекрасного имя 46-летнего живописца из «Южной Пальмиры» вряд ли широко известно. В то же время творчество Вадима Кучера-Куцана давно и по достоинству оценили в Европе, да и в других уголках мира. Тем большим сюрпризом для киевлян и гостей нашего города станет посещение новой экспозиции Русского музея, где можно увидеть как тонкие миниатюры, написанные маслом, так и на удивление чувственные пейзажи и впечатляющие натюрморты. Есть на выставке и портреты, написанные в настолько поразительной манере, что первоначально кажутся какими-то оригинальными по технике исполнения цветными фотографиями. Однако присмотревшись, обнаруживаешь тонкую вязь и игру кисти, тщательно и аккуратно, но в то же время уверенно, хоть и артистично выписанные мазки. Только тогда понимаешь, какая колоссальная работа проделана Вадимом, как тонко и глубоко он чувствует материал. В то время как в образности полотен Кучера-Куцана есть что-то врубелевское, этот художник не нуждается в лестных сравнениях, он, без сомнения, силен и самобытен.

Конечно, каждый посетитель сможет найти среди работ одессита что-то свое, самое близкое по душе, отражающее внутренний настрой, настраивающее на особую интимную волну. Я бы все же отметил какую-то инстинктивно волнующую, «размытую» ностальгическую интонацию городских пейзажей и яркую образность портретов Кучера-Куцана. Вот, с одной стороны, на одном из небольших пейзажей художник так мастерски передает дождливое, с грустинкой, настроение, что, казалось бы, уж это и есть вершина его творчества и главный конек. Да нет, неправда. Рядом, контрастируя, демонстрирует торжествующую жизнерадостность другой городской сюжет, где фланируют броско одетые люди, а женские лица, как бы изнутри, светятся радостью и благополучием. По словам Вадима, наибольшая награда для него — это живой интерес публики, проявляемый к его творчеству. «Наибольшая радость — это когда твои работы не воспринимают равнодушно, а у зрителя при их созерцании загораются глаза. Не быть «интерьерным» живописцем — вот что важно»,— подчеркивает Кучер-Куцан.

По словам организаторов, нынешняя выставка произведений Вадима Кучера-Куцана — это своеобразный отчет о творческой работе, проделанной мастером в последние годы. «Квинтэссенцией творческой личности Вадима Кучера-Куцана является удачный синтез одесского темпераментного начала и строгой, как бы «сдерживающей», петербургской художественной закалки. Ведь он учился в Одесской художественной школе им. Кириака Костанди (в мастерской художника-педагога Николая Павлюка), а также окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Репина,— говорит директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский.— Его яркие цветные образы будто живут в своей сюрреалистической реальности. Картины завораживают сочностью красок и нетривиальным сочетанием импрессионистского начала с неожиданно прочной формой». После блестящей защиты дипломной работы в 1996 г. Вадим возвращается в родную Одессу, но вскоре получает грант и приглашение поработать за границей. Примерно в течение года он занимался живописью в «Доме искусств» города Вильденбурга под Берлином, а затем на 10 лет переехал во Францию. Теперь предпочитает жить в Одессе, а за границу выезжает только для организации выставок. Кстати, ныне на выставке в Русском музее можно познакомиться с некоторыми интересными произведениями «французского периода».

Характерно, что во времена становления Кучера-Куцана в живописи стали доминировать модные тенденции contemporary art. Казалось бы, поддайся искушению, забрось идею приобретения полноценного академического художественного образования — и дело в шляпе. Можно было бы малевать заумные «шедевры» и снискать себе «славу» и определенный коммерческий успех, как это делали немало его недоучившихся «коллег по кисти». Вроде бы вполне разумно, но вот только надо было наступить на горло собственной песне и отказаться от права быть самим собой. Да и вообще, мог ли он иначе добиться международного признания имени того Вадима Кучера-Куцана, который сегодня восхищает своим талантом французов и далеко не только их? «На волне contemporary art все мои друзья с ходу стали «элитными художниками» при полном отсутствии учебы и профессионального роста. Все это очень грустно, а профессора их только поддерживали,— отметил художник в одном из интервью.— Не получив образования, не освоив традиционной техники живописи, они уже сумели от нее отказаться под предлогом того, что знают лучше, что называть искусством. На самом деле они отрицали то, чего не умели. Живопись — это не шутки. А некоторые говорят, что главное — это полет души. Наверное, это самое ужасное в современных художниках».

Картины Вадима Кучера-Куцана украшают собрания государственных музеев Украины и зарубежья, они содержатся в известных частных коллекциях Европы и мира. Среди особо резонансных персональных выставок прошлых лет следует отметить экспозиции в «Галерее А» (Стокгольм), «Русские сезоны» во французском замке Барбара, «Французские мотивы» (Лион, Франция), «Окно на Дерибасовскую» в одесской галерее «Амис» и «Посвящение Одессе» в Одесском музее западного и восточного искусства.

minakov