Аукционный дом Sotheby's объявил о проведении 12 октября в Лондоне вечерних торгов Contemporary Art, главным топ-лотом которых станет работа Abstraktes Bild (809-4) кисти 80-летнего художника Герхарда Рихтера. Холст поступил из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона, купившего его в 2001 г. за $3,4 млн. Ныне полотно известного немецкого мастера, написанное маслом в 1994 г., отмечено эстимейтом в 9-12 млн. фунтов стерлингов. Организаторы предполагают, что Abstraktes Bild (809-4) может побить рекорд стоимости на работы Рихтера, достигнув цены в $18 млн.
Герхард Рихтер считается самым дорогим художником Германии, ведь в течение последних лет его произведения продаются за астрономические суммы, превышающие уровень в $10 млн. Рекорд аукционной стоимости его произведений установила фотореалистическая картина Kerze («Свеча»), ушедшая с молотка на торгах Christie’s в октябре прошлого года за $16,6 млн. Интересно, что «Свеча», написанная в 1982 г., не выставлялась публично с 1986 г. Самого Рихтера такое положение вещей весьма озадачивает. Художник уверен, что цены на современное искусство просто абсурдны или, выражаясь точнее, просто «глупы». Тем не менее в реальности высокую стоимость оправдывает спрос, а мода на работы Рихтера отличается завидной стабильностью.
Холст Abstraktes Bild (809-4), выставляемый на Sotheby’s, отличают высокий уровень исполнения, монументальные размеры и богатство цветов. Он является частью небольшой серии, состоящей из четырех работ музейного качества, числящихся под №809 в перечне произведений Герхарда Рихтера Catalogue Raisonné. «Мы рады возможности предложить на торги эту исключительную работу,— заявил Алекс Бранчик, старший директор подразделения Contemporary Art аукционного дома Sotheby’s.— Хотел бы подчеркнуть, что картина Abstraktes Bild — это один из выдающихся абстрактных шедевров Герхарда Рихтера. Его появление на рынке предоставляет коллекционерам уникальную возможность приобрести отличную работу, созданную одним из величайших из ныне живущих художников».
Примечательно, что, по оценкам экспертов, предложенная на торги работа Abstraktes Bild (809-4) способна на равных соперничать с подобными же произведениями Рихтера, находящимися ныне в таких солидных собраниях, как Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia («Национальный музей Центра искусств Королевы Софии») в Мадриде, Museum Boijmans Van Beuningen («Музей Бойманса ван Бойнингена») в Роттердаме и Philadelphia Museum of Art («Музей искусств Филадельфии»). Работам, хранящимся в этих музеях, также свойственно радикальное преобладание особой, характерной цветовой гаммы с доминантой живого красного, желтого и синего. Кстати, другая работа из серии Abstraktes Bild под номером 809-3 украшает совместную коллекцию галереи Tate и National Galleries of Scotland.
Сегодня кажется невероятным, но первая персональная выставка Герхарда Рихтера, состоявшаяся в 1963 г. в Дюссельдорфе, не вызвала никакого общественного интереса, не говоря уже о резонансе в культурных кругах. Павильон оставался практически пустым в течение всего времени работы выставки. Лед постепенно тронулся, начиная с 1967 г. А еще через несколько лет Рихтер добился широкого признания, выставляясь в лучших музеях и галереях мира. В 1972 г. он даже представлял ФРГ на Венецианской биеннале. Однако при всем этом цены на его работы, в особенности на характерные многоцветные абстракции, росли черепашьими темпами. По словам арт-дилера Рихтера Мэриан Гудман, в 1985 г., когда ее галерея провела первую персональную выставку художника в Нью-Йорке, его абстрактные работы можно было приобрести по $25 тыс.
Вначале у Герхарда Рихтера преобладала работа на стыке живописи и фотографии. К абстрактной манере, которая принесла ему всемирную славу, художник обратился только примерно к середине 1970-х гг. Сработал фактор случайности. «В конечном итоге я хотел получить картину, которую вовсе и не задумывал. Ведь мне бы очень хотелось получить нечто более интересное, чем то, что я могу придумать»,— так объяснял Герхард Рихтер свой переход к абстрактной стилистике. Производительность Герхарда Рихтера в этой области творчества стала расти как бы в геометрической прогрессии. В 1960-х гг. он создал всего около 28 абстрактных картин, в 1970-х — уже 151, в 1980-х — около 200 только за первую половину десятилетия и 344 — за вторую половину.
Несмотря на исключительную прибыльность его абстракций и чрезвычайную плодовитость Герхарда Рихтера на этой ниве, художник не склонен опускаться до тупой коммерциализации своего творчества. Он продолжает экспериментировать и с абстрактной живописью, и с фотоживописью, коллажами, графикой, художественным стеклом, скульптурой и акварелью, причем классифицировать и дать четкое определение своему синтетическому творчеству он решительно отказывается. По-видимому, это просто невозможно сделать по причине того, что в работах Рихтера неуловимо переплетены и органически сочетаются традиции реализма с патетикой поп-арта, наряду с поздними феноменами неформальной живописи, модными течениями абстрактного экспрессионизма и фотореализма. Сегодня, начиная с 1983 г., Герхард Рихтер постоянно живет в Кёльне, там находится и его студия. С апреля 2007 г. он является почетным гражданином этого города.