Культура

Чувственные фантазии от Анны Криволап

В Киевском национальном музее русского искусства в течение двух недель, до 14 августа, на выставке «Очертания городов» можно увидеть новые живописные произведения художницы Анны Криволап, дочери самого дорогого художника Украины Анатолия Криволапа

В экспозиции объединены картины трех пейзажных циклов, на которых ярко передано мироощущение автора, а знаковые архитектурные сюжеты и достопримечательности таких совершенно разных городов, как Киев, Гурзуф и Стамбул, запечатлены на холстах в характерной творческой манере.

Выставка, где представлено около 30 живописных произведений,— это своеобразный итог творческой деятельности Анны Криволап за последние семь лет.

Собственно, пейзажами в традиционном понимании этого слова новые полотна Анны Криволап назвать невозможно. Это скорее всплеск или, если хотите, выброс фантазийных эмоций на стыке абстракции и фигуратива. Главное в картинах нового цикла — это авторское видение, где очарование трех таких совершенно разных и по-своему уникальных города предстает в танце буйного цвета. Если абстрагироваться от достаточно характерных примет современного Киева или минаретов современного Стамбула, то все работы переплетаются в еще более цельный клубок почти эйфорической энергии и превращаются в стремительно неудержимый мощный поток колористического сознания, где реальность, погруженная в вымысел иррационального, предстает во всесилии смысла сверхценных ощущений.

Все картины Анны Криволап, ныне демонстрирующиеся в Русском музее в рамках проекта «Очертания городов», родились на пересечении впечатлений от реальных городских ландшафтов и вымысла. Они стали плодом вдумчивого созерцания и мистического восприятия мира и пронизаны одной неразрывной живой нитью. В то же время автор как бы абстрагируется от полного погружения в харизму отдельных образов. По-видимому, совсем не случайно, что в основу большинства сюжетов положены панорамные виды, а отнюдь не хитросплетения витиеватых и очень земных старинных улочек, каковых в трех избранных городах насчитывается большое количество. Пытливый и несколько отстраненный взгляд Анны Криволап предпочитает в хорошем смысле «витать в облаках» и, по возможности, открыть нам именно «небесные» красоты городских пейзажей. И совсем неслучайна здесь смысловая образная связь Киева, Гурзуфа и Стамбула. Ведь, как очень точно подметил художник и искусствовед Дмитрий Корсунь, «работы Анны Криволап — это иррациональная обобщенная модель мира, который находится в состоянии изменений, борьбы и динамичного беспокойства. Это всегда выход в духовное пространство, где существует полная свобода высказывания».

При том что в нынешней экспозиции объединены три городские темы, основным ее «героем», несомненно, стал Киев. Собственно, сам цикл начинался с полотен, отображающих нашу древнюю столицу во всей ее духовной силе. Живопись Анны Криволап всегда отличалась чувственностью, поэтичностью и при этом особой интригующей загадочностью. Все эти черты проявились в новом «урбанистическом» цикле, однажды начавшемся серией «Киевские пейзажи».

По всей видимости, невероятное чувство цвета заложено в дочери знаменитого киевского художника-восьмидесятника Анатолия Криволапа генетически. Как и ее отец, видный представитель движения «Живописный заповедник», она следует непроторенным путем, достигая удивительных новаторских успехов. И неудивительно, что художница в свои 35 лет уже сумела войти в официальный рейтинг топ-100 лучших украинских мастеров кисти, а ее выставки проходят в разных странах мира.

minakov