Эксперты хлопают в ладоши — мол, давно пора, поскольку в 90% этих схем нарушается законодательство. Инвестфонды строить не помогают — с их помощью застройщики лишь уходят от налогообложения. В отличие от остальных механизмов финансирования строительства, вклинивание инвестфонда между инвестором и застройщиком позволяет последнему платить в казну по минимуму. Впрочем, это проблема государства, которое сделало участие ИСИ в финансировании строительства легитимным. Совсем другое дело — то, как застройщики используют этот механизм. А используют они его с нарушениями, что влечет за собой риски для инвесторов.
«Это очень своевременное решение комиссии, потому что есть масса нарушений»,— считает юрист адвокатской конторы «Коннов и Созановский» Наталия Доценко-Билоус. По ее словам, наиболее популярная схема с ИСИ такая: застройщик выпускает облигации, продает их по номиналу инвестфонду (допустим, по 2 тыс. грн.), а инвестфонд реализует бумаги конечному инвестору по рыночной цене (к примеру, 8 тыс. грн.). С разницы в 6 тыс. грн. не платится ни налог на прибыль, ни НДС. Вырученные деньги выводятся на эмитента или связанное лицо. Глобальное нарушение заключается в том, что у инвестфонда в большинстве случаев нет денег для оплаты бумаг. «Закон «О ценных бумагах и фондовом рынке» говорит, что облигация — это бумага, удостоверяющая факт внесения денежных средств. А в данном случае средства не перечисляются. Точнее, перечисляются только после реализации бумаг конечному потребителю. Поэтому недоброжелатель может добиться признания сделки недействительной. Тогда бумаги вернутся эмитенту, а инвестор, уже заплативший деньги, утратит право собственности на облигации и останется при своих интересах»,— отмечает юрист. Если выпуск открытый, недоброжелатель может еще и подать заявку на покупку бумаг, пока они снова не пристроены инвестфонду. В таком случае компания, не имея права отказать, должна продать ему бумагу по номинальной стоимости. В результате ей не хватит средств на строительство.
Госкомиссия же вряд ли будет строга к нарушителям. Сейчас она заканчивает проверки эмитентов-застройщиков, поэтому обратить внимание на неправильную продажу облигаций инвестфондам она уже имела возможность. Но, судя по словам члена ГКЦБФР Сергея Бирюка, не обратила. «Нарушений не так много. Те, что есть, связаны с неподачей отчетности. Хотя окончательных данных еще нет — итоги будут подведены в следующем году»,— отметил Сергей Бирюк. И добавил, что проверка инвестфондов будет упреждающей — так, на всякий случай. Пока никаких жалоб ни на эмитентов, ни на фонды не поступало.