Финансы

Нацбанк ограничит валютное кредитование вручную

Глава НБУ Владимир Стельмах оправдывает ограничение валютного кредитования заботой о гражданах. Банкиры считают, что регулятору не удалось рыночными методами добиться снижения валютной части в пассивах банков, и теперь НБУ переходит к методам административным.


«Изменения норм резервирования по депозитам в гривне (снизились) и в валюте (повысились) не сильно повлияли на объем отвлекаемых ресурсов на ежедневное резервирование большинства банков. Только те банки, у которых были очень весомые диспропорции в сторону депозитов в иностранной валюте, почувствовали серьезные изменения»,— говорит начальник казначейства банка «Родовiд» Александр Соболев. Проще говоря, регулятору не удалось рыночными методами отбить у отечественных банкиров любовь к валютным депозитам и кредитам. Напомним, с 1 октября нормативы обязательного резервирования по срочным депозитам юридических и физических лиц в национальной валюте снижены с 2 до 0,5%, по средствам до востребования на текущих счетах — с 3 до 1%. Одновременно НБУ увеличил норматив резервирования для срочных валютных вкладов — с 3 до 4%.


Поэтому сейчас глава НБУ всячески пытается доказать правительству и населению целесообразность ограничения валютного кредитования. Правда, аргументы у Владимира Семеновича какие-то странные. Итак, аргумент первый: «Самый большой обман в том, что валютный кредит для населения дешевле. Если взять все комиссии по открытию счетов, то валютный кредит значительно дороже гривневого. Додумались до того, чтобы брать процент от стоимости товаров. Взяли кредит под 2,5%… Посмотрели, вышло 41%»,— заявил господин Стельмах во время встречи президента Виктора Ющенко с представителями крупного бизнеса. Неизвестно, где взял господин Стельмах такие данные, но комиссионные при валютном и гривневом ипотечном и автомобильном кредитовании у большинства украинских банков одинаковы и составляют 1-1,5% от суммы кредита. А львиная доля кредитов на покупку потребительских товаров выдается исключительно в гривне (действительно под 41-60% годовых). Аргумент второй: «Так называемая раскрутка валютных кредитов, особенно для населения, безосновательно увеличивает рост инфляции. На оформление иностранного автомобиля надо потратить четыре часа, а ждать его три-четыре месяца. Это значит, что 1,3%-ный сбор в ПФ на приобретение валюты переносится на население и дает возможность повышать цены на автомобили. Особенно остро эта проблема стоит по жилью. Раскрутка валютных кредитов страшно повышает цены на жилье»,— заявил Владимир Стельмах. Со своей стороны можем отметить, что ждать автомобиль четыре месяца приходится совсем не из-за наличия или отсутствия в арсенале банков валютных кредитов — так же долго машины будут ехать в Украину, если платить за них в гривне, и при этом 1,3% сбора в ПФ платить все равно придется. Не все так просто и с жильем. Безусловно, определенную подпитку спроса на квартиры ипотечное кредитование дает — по данным Украинской национальной ипотечной ассоциации около 40% недвижимости приобретается в кредит. Но основная составляющая роста цен на жилье кроется совсем в другом… Скорее всего, такие аргументы главы НБУ появились вследствие его неспособности снизить объемы валютного кредитования рыночными методами.

dubinskiy