Финансы

Конкуренция по-нашему

«Западный банковский менеджмент и наши реалии — понятия несовместимые. Они для нас как марсиане!» — к такому выводу пришел мой знакомый, владелец довольно популярного украинского бренда в сфере пищевой промышленности.

А по совместительству и директор предприятия, зарегистрировавшего этот бренд. Имеет он достаточно стабильный и налаженный бизнес, контролируя почти всю цепочку — от импорта сырья до реализации готовой продукции через собственную дистрибуторскую сеть. Почему он пришел к такому выводу?

После того как украинский банк, в котором мой приятель на протяжении многих лет довольно успешно кредитовался, продали иностранному инвестору, у моего знакомого появились проблемы. Дело в том, что новый менеджмент начал ревизию отношений с клиентами. Для начала попросили срочно погасить проценты. Не секрет, что у стабильных заемщиков есть своя сложившаяся система отношений с кредитными учреждениями. И на точное выполнение всех пунктов кредитного договора банк, как правило, смотрит сквозь пальцы. Ну, не хватило денег в этом месяце — заплатишь в следующем с полагающимися штрафными санкциями. Новому топ-менеджменту такая схема категорически не понравилась. А ревизия документов, оформленных в качестве гарантий под кредит, вообще вызвала состояние шока. Неудивительно. Ведь рентабельность предприятия, возглавляемого моим знакомым, по документам сводилась к нулю. А западному человеку трудно объяснить, что прибыльность на бумаге и прибыльность на деле в наших условиях, мягко говоря, не всегда одно и то же.

О серых схемах, с которыми приходится считаться мелкому и среднему бизнесу, западные менеджеры и слышать не хотят. Одним словом, банк потребовал точного исполнения буквы договора и дополнительных документов, подтверждающих платежеспособность заемщика. Требуемые документы можно было бы достать, но, учитывая высокую взяткоемкость этого процесса и дополнительные хлопоты, мой знакомый серьезно задумался над экономической целесообразностью продолжения отношений с этим банком. Последней каплей стала настоятельная просьба как можно скорее погасить кредит. Думаете, для него это стало катастрофой? Нисколько. «Представляешь,— рассказывает он,— в тот же день мне позвонили из кредитного отдела другого не менее уважаемого банка, но с исключительно украинскими корнями.

Говорят, мы слышали, что у вас проблемы. Не хотите ли взять у нас нужную сумму? Даже проценты предложили чуть меньше, а кредит оформили в считанные дни». Причины столь полной осведомленности о ситуации с клиентами конкурентов выяснились чуть позднее. По словам моего знакомого, спустя несколько недель он случайно встретил менеджера кредитного отдела банка, от услуг которого (в смысле банка) он вынужден был отказаться. Оказалось, тот поменял работу и сейчас трудится на благо другого финансового учреждения, ставшего новым кредитором моего приятеля. А клерк перешел туда не один, а вместе с рядом перспективных и весьма надежных заемщиков. Вот такая конкурентная борьба за качество банковского обслуживания. По-нашему, по-украински.

velimovskaya