Интерес иностранных инвесторов к украинским банковским активам не угасает. Следующий на очереди — входящий в группу крупных банков Укргазбанк. После двух лет поиска инвестора, банк, наконец, выходит на финишную прямую. Нынешние владельцы готовы расстаться с контрольным пакетом акций.
Портфельный инвестор тоже был привлечен. Но размещение «пробного» пакета акций оказалось не столь успешным, как ожидалось. Возможно, по этой причине сей факт тщательно скрывался. Скорее всего, нынешним акционерам не хотелось портить имидж банка. Но сейчас все необходимые процедуры, связанные с предпродажной подготовкой, проведены, круг потенциальных покупателей определен. Возможные владельцы даже провели предпродажный аудит. Теперь все зависит от того, кто сделает наиболее выгодное предложение. Об этом корреспонденту «ЭИ» рассказал председатель правления Укргазбанка Вадим Ляшко.
— Новые члены набсовета — это часть предпродажной подготовки или представители новых собственников банка?
— Джон Смит и Юрий Полунеев — независимые члены набсовета. Их появление в наблюдательном совете банка не связано напрямую с предпродажной подготовкой, и никоим образом не связано с появлением портфельного инвестора. Скорее, это одна из форм изменений в системе корпоративного управления банка в рамках проекта с МФК. Но я уверен, что шаги, направленные на улучшение качества корпоративного управления в банке, будут оценены потенциальными покупателями.
— Банк уже около двух лет пытается привлечь портфельного или стратегического инвестора… На каком этапе этот процесс?
— Действительно, о намерениях привлечь инвестора было объявлено около двух лет назад. Но это не значит, что все это время мы занимались исключительно поисками инвестора. Весь прошлый год мы посвятили качественным изменениям в системе управления банком, улучшению качества активов, повышению капитализации, что позволило перейти в 2006 к конкретным шагам по поиску стратегического инвестора.
— Каким именно?
— Весной привлекли инвестиционного советника — BNP Paribas (он получил мандат на продажу контрольного пакета банка) и юридического советника. За последние полгода мы провели все процедуры, связанные с предпродажной подготовкой — открыли информацию о банке в полном объеме через электронную информационную комнату и организовали в Киеве центр, где аналитики потенциальных инвесторов могли ознакомиться с информацией о банке, стратегией его развития.
Сегодня можно говорить, что процедуры завершены, круг потенциальных инвесторов определен, акционеры получили конкретные предложения. Сейчас вопрос о продаже банка лежит в плоскости определения параметров сделки, взаимной ответственности продавца и покупателя, степени ответственности перед коллективом и партнерами банка и т.д.
— Какой пакет готовы продать нынешние акционеры?
— В инвестиционном меморандуме речь идет о продаже 51-90% акций.
— А кто нынешние акционеры банка?
— Василий Горбаль и члены набсовета (за исключением независимых членов) контролируют 90% банка. Доля портфельных инвесторов незначительна — до 10%.
— Когда вам удалось привлечь портфельных инвесторов? Ранее вы говорили о намерениях частного размещения?
— Мы и провели частное размещение. В этом году.
— Почему промолчали?
— Просто ожидания, которые были связаны с ажиотажем на рынке, не оправдались… И те задачи, которые мы ставили перед собой, не были выполнены в полном объеме. Но цель, с которой собственно и привлекались портфельные инвесторы — мобилизация средств для развития банка — достигнута.
С каким мультипликатором вы разместились?
— Без комментариев.
— Это значит, что мультипликатор был намного меньше ожидаемого?
— Повторюсь, если бы наши ожидания оправдались, мы бы об этом рассказали…
В июле-августе я лично заявлял о коэффициенте «7». Но он был озвучен в конкретный период времени — перед одиннадцатой допэмиссией акций банка, которая размывала бы этот мультипликатор в полтора раза в преддверии продажи контроля стратегическому инвестору….
— Те немногие банки, которые в конце прошлого года и начале нынешнего провели privat placement, показали разные результаты — мультипликатор колебался от 2 до 9. Как Вы считаете, неоправдавшиеся надежды, и ваши в том числе, связаны с завышенными ожиданиями, конъюнктурой рынка, или непосредственно с банками?
— Я бы не говорил об экономическом обосновании тех мультипликаторов, которые демонстрировал рынок акций украинских банков. Май-июль 2006 года — абсолютно ажиотажный рынок, который сформировался на фоне массового вхождения ряда не ведущих иностранных банков с целью покупки. Плюс ажиотаж стратегических инвесторов, связанный с попыткой занять лидирующие позиции на украинском рынке… На этом фоне позиции, которые открыли портфельные инвесторы, на мой взгляд, были не совсем грамотными. То, что на сегодняшний день в балансе портфельных инвесторов есть позиции украинских банков с колоссальной капитализацией, которая не подкреплена ни ликвидностью внутреннего рынка, ни существующим спросом на международном рынке, лишний раз дает повод усомниться и быть более осторожным при вхождении на украинский фондовый рынок.
— Вернемся к стратегическим инвесторам. Назовете их?
— Нет. Но их не менее трех — из России, Европы и Америки. (Из независимых источников нам удалось выяснить названия двух из них — американский Citibank и российский «Альфа-банк» — Ред.).
— С каким коэффициентом готовы продаться?
— Я думаю, справедливая цена не менее 4 капиталов…
— Что будет с другими финансовыми активами нынешних инвесторов?
— Меморандум предполагает продажу вместе с банком и других активов финансовой группы — страховой компании (Украинская страховая группа), лайфовой СК (УСГ «Життя») , НПФ, лизинговой компании (Украинская лизинговая компания).
Но для нынешних владельцев это имеет смысл только в том случае, если повышает стоимость продаваемых активов. В качестве нагрузки отдавать рыночные, а не кептивные, компании не имеет смысла… Если поступит выгодное предложение от инвестора, мы готовы его рассмотреть…