Вчера ВР приняла Закон «О ценных бумагах и фондовом рынке» взамен устаревшему «О ценных бумагах и фондовой бирже». Новый закон повышает требования к уставному капиталу профучастников рынка, чего так долго добивалась Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Он также несколько меняет условия выпуска корпоративных облигаций. Кроме того, исходя из норм этого закона, ПФТС наконец-то сможет перерегистрироваться в биржу.
Закон был разработан
ГКЦБФР, но в процессе двух чтений в документ было внесено более 150 поправок, которые комиссия еще не успела «переварить». По словам руководителя аппарата ГКЦБФР Михаила Непрана, только после длительного изучения она сможет рекомендовать или не рекомендовать Президенту подписать закон. Некоторые изменения, внесенные народными депутатами, существенно изменят правила игры на рынке ценных бумаг. В частности что касается выпуска предприятиями корпоративных облигаций. Согласно действующему законодательству и изначальной редакции проекта, акционерное общество имело право выпускать облигации на сумму, не превышающую 25% размера его уставного капитала. В то же время для обществ с ограниченной ответственностью таких ограничений не существовало. Подобная практика оценивалась по-разному. С одной стороны, АО может привлечь инвестиции путем продажи своих акций, в то время как ООО такой возможности лишено. С другой — ограничения для АО слишком жесткие, в то время как отсутствие «планки» для ООО было почвой для потенциальных рисков. Теперь депутаты внесли правки, согласно которым любое юридическое лицо (независимо от формы собственности) может выпускать облигации на сумму, не превышающую трех размеров собственного капитала (который может отличаться от размера уставного), или обеспечения, предоставляемого третьими лицами. Но вместе с тем, как объясняют эксперты, существует лазейка для выпуска облигаций с превышением норматива, которая используется и сейчас. Эмитент может выпускать облигации на сумму поручительства третьего лица. При этом никаких ограничений относительно поручителя пока нет. Таким образом, если не будут внесены изменения в требования к обеспечению, существенного влияния на рынок указанная норма закона не окажет. Кстати, соответствующая статья вступит в силу спустя два года после опубликования закона. Но поскольку старый «ценнобумажный» закон потеряет свою силу со вступлением в силу нового, два ближайших года этот вопрос вообще никак не будет регулироваться законодательно. В целом же закон вступит в силу спустя 30 дней после его опубликования.
Стоит отметить, что закон существенно повышает требования к профучастникам фондового рынка. А именно: к размеру уставного капитала торговцев ценными бумагами и бирж. Так, дилеры обязаны будут иметь УК не менее 120 тыс. грн. (сейчас 17 тыс. грн.), брокеры – не менее 300 тыс. грн. (сейчас 3,4 тыс. грн.), андеррайтеры — не менее 600 тыс. грн. Уставный фонд должен быть оплачен денежными средствами. Как считают в комиссии, повышение требований сократит число мелких торговцев, создаваемых для проведения нескольких сделок. Из этих же мотивов торговцам запрещается иметь долю в УК других торговцев большую, чем 10%. Повысятся требования и к биржам. Согласно действующему законодательству, УК биржи должен быть не меньше 1000 нмдг (170 тыс. грн.). Изначально комиссия предлагала повысить минимальный размер УК до 600 тыс. грн., а если биржа намерена проводить расчетно-клиринговые операции, то до 3 млн. грн. Народный депутат Дмитрий Святаш изменил эту норму. По его предложению, биржи должны поддерживать собственный (а не уставный.— Ред.) капитал на уровне 3 млн. грн. и 6 млн. грн. соответственно. О размере УК и о форме его оплаты почему-то забыли.
В принятой редакции закона отсутствует понятие торгово-информационной системы, как организатора торговли ценными бумагами, есть только биржи. В то же время потуги ПФТС привели к тому, что биржа может быть создана организацией торговцев ЦБ. А согласно действующему законодательству, учредителями биржи могут быть не менее 20 торговцев, поэтому ПФТС с лета 2005 г. не удавалось перерегистрироваться в биржу. Теперь, благодаря новой норме, по словам пресс-секретаря Андрея Коломийца, это станет возможным. Хотя начальник юридического управления ГКЦБФР Оксана Сахнацкая не смогла однозначно ответить корреспонденту «ЭИ» — так это или нет.