Финансы

Кризис уронил банки

Банки продолжают терять вклады населения и вынуждены пересчитывать свои валютные активы в соответствии с резко увеличившимся курсом

К концу года большая часть системных банков подойдет с отрицательным капиталом, который нужно будет покрывать за счет акционеров. Вкладывать деньги в украинские банки желающих пока нет.

Ноябрь не принес облегчения на отечественный финансовый рынок. По данным НБУ, за этот период банки потеряли около 11 млрд. грн. вкладов в национальной валюте (-5,2%). С учетом роста курса доллара на 17%, за минувший месяц кредитно-финансовые учреждения покидала и валюта — отток составил 1,61 млрд. грн. (-1,34%). Без учета курсовой разницы пассивы банковской системы увеличились на 2,4%.

В целом ноябрьские данные можно было бы даже назвать позитивными, если бы одновременно с оттоком пассивов сокращались и активы банковской системы. Но они продолжили расти — на 8,6% (т.е. в 3,5 раза быстрее, чем пассивы). Разрыв между активами и пассивами еще больше увеличивает потребность банковской системы в рефинансировании, которое НБУ с каждым днем зажимает все сильнее. В будущем году деньги НБУ станут еще большим дефицитом.

Согласно требованиям Международного валютного фонда, рост денежной базы в 2009 г. ограничен 11% (сейчас годовой прирост 32,8%). То есть за весь будущий год НБУ может эмитировать не более 47 млрд. грн. Это мало для обеспечения деньгами выполнения банковских обязательств.

Сейчас, по словам главы НБУ Владимира Стельмаха, Нацбанк старается осуществлять длинное рефинансирование за счет тех гривневых средств, которые НБУ получил от продажи валютных резервов. Фактически регулятор просто возвращает в банковскую систему высосанную из нее гривню. За октябрь, ноябрь и первую неделю декабря Нацбанк выдал своим подопечным около 45 млрд. грн. рефинансирования, в то время как на межбанковском рынке за это же время из резервов было продано валюты на 43 млрд. грн.

«Мы получили рефинансирование в размере 1 млрд. грн. и практически все израсходовали на выполнение своих обязательств,— рассказывает председатель правления одного из крупных банков с украинским капиталом.— Без рефинансирования мы сможем продержаться от силы месяц».

В свою очередь, председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин считает, что Нацбанк не будет выдавать банкам рефинансирование авансом, а станет выделять определенные лимиты. «Банки уже научились работать в условиях жесткого дефицита гривни. Кредиты не выдаются, платежи проводятся с максимальной задержкой. В этой ситуации НБУ может открывать квартальные лимиты на банк и выдавать ему рефинансирование в зависимости от колебания остатка на корсчете»,— считает банкир.

Еще один системный риск, о нейтрализации которого необходимо думать Нацбанку,— это рост наличных вне банков. Но в НБУ почему-то не желают видеть валютную составляющую денежной массы и утверждают, что наличные вне банковской системы упали, несмотря на значительный отток средств из банковской системы. За 11 месяцев чистое сальдо покупок наличной валюты составило $6,2 млрд., из которых только 14% вернулись в банковскую систему в виде погашения кредитов или на депозиты. То есть в кубышку ушли более $5,3 млрд.

Валюта в любой момент может вернуться в наличный оборот при движении курса валюты вниз (многие люди начнут продавать доллар, чтобы зафиксировать курсовую прибыль). Это потребует увеличение наличной массы гривень вне банков сразу на 25% (сейчас наличка составляет около 141 млрд. грн.), что не может не сказаться на показателях инфляции. Если в будущем году контроль за ростом цен будет осуществляться через дальнейшее сжатие количества денег в обращении, банкиров ожидает еще больший ресурсный голод.

Еще более серьезной проблемой для украинских банков становится капитализация. Девальвация гривни на 20% не могла не сказаться на нормативах адекватности капитала. «Требование НБУ провести срочную переоценку залогов для доформирования резервов приведет к тому, что половина банков в конце года окажется с отрицательным капиталом»,— говорит председатель правления крупного банка с иностранным капиталом. По его словам, сумма, необходимая на покрытие разрывов, сегодня превышает 115 млрд. грн. «Вряд ли акционеры большинства крупных банков смогут найти такие деньги для пополнения капитала банков, даже иностранцы»,— говорит банкир.

dubinskiy