Финансы

Банковская система жмет на тормоза

Национальный банк с недельной задержкой опубликовал данные о состоянии денежно-кредитного рынка

Национальный банк с недельной задержкой опубликовал данные о состоянии денежно-кредитного рынка. Фактически весь позитив статистики банковская система заработала за счет увеличения официального курса, а кредитование реального сектора затормозилось практически до нулевого уровня.

Попытки Нацбанка одновременно удержать стабильность курса гривни и добиться стабильности банковской системы привели к ремейку антиинфляционных мер весны этого года. Правда, если ревальвация гривни весной и летом сопровождалась притоком депозитов в банковскую систему, то сейчас происходит резкое снижение вкладов. В октябре отток гривневых депозитов составил 21,5 млрд. грн.

При этом статистика НБУ показывает положительную динамику притока валютных вкладов в систему — 12,24 млрд. грн. Однако пересчет объема валютных вкладов банки осуществляют в гривне по официальному курсу НБУ. В течение октября центробанк увеличил официальный курс доллара на 18,5%. Таким образом, произошел не приток валютных вкладов в банковскую систему, а их отток — на 6,2%.

Курсовая ошибка оказала серьезное влияние и на показатели кредитной активности банков. По данным НБУ, в минувшем месяце банки увеличили объемы гривневого кредитования экономики всего на 1,8 млрд. грн., или 0,6%, тогда как объемы долларовых кредитов, выданных хозяйствующим субъектам, выросли на 16,8%. Но если скорректировать их на рост официального курса доллара, мы получим отрицательные темпы роста на уровне 1,7%, или 2,72 млрд. грн. (в эквиваленте). Таким образом, впервые с 2000 г. банки сократили объемы кредитования экономики.

Пока же мы можем констатировать только одну весьма неприятную тенденцию: скорость оттока пассивов из банковской системы сейчас намного выше скорости естественного сокращения активов. Поэтому дальнейший отток депозитов из системы может привести к цепочке банкротств в банковской системе. Пока системе помогает Нацбанк, который поддержал своих подопечных рефинансированием на рекордные 29,23 млрд. грн. (из которых более половины — 16,56 млрд. грн. — длинное рефинансирование). При этом Нацбанк готов рефинансировать банковскую систему только на 60% регулятивного капитала (т.е. не более чем на 60 млрд. грн.).

Однако выданные Нацбанком деньги направляются банками на погашение своих обязательств. Деньги, выплаченные частным лицам, немедленно попадают на товарный рынок, стимулируя инфляцию, либо уходят на валютный рынок. По данным НБУ, на начало октября в кассах банков был эквивалент $0,8 млрд., тогда как население на наличном рынке приобрело более $1 млрд. (сальдо между покупками и продажами валюты).

Таким образом, центробанк оказывается в патовой ситуации, когда активное рефинансирование обязательств банков приводит к росту инфляции и вымыванию валюты из резервов, а отказ от поддержки банков угрожает многим из них банкротством. Как сообщил источник «i» в НБУ, регулятор уже нашел для себя выход из этого положения. Поддержку центробанка будут получать только крупные банки, тогда как мелким и средним кредитно-финансовым учреждениям придется искать для себя покупателей. «НБУ будет требовать от акционеров банков инвестировать собственные средства в капитал банков или искать стратегических партнеров»,— говорит чиновник.

Между тем, Нацбанк не дает ответ на главный вопрос, стоящий сегодня перед субъектами хозяйствования: где взять деньги для продолжения нормальной деятельности. Политика кредитного голода, проводимая НБУ ради удержания курса гривни, ставит экономику в тупик, из которого нет иного выхода, кроме банкротств или национализации. При этом наибольшие трудности испытывают мелкие и средние предприятия, которые не имеют серьезных собственных средств.

Фактический запрет на осуществление валютного кредитования (в целом — бессмысленный при нехватке в стране валюты) ставит под угрозу банкротства и крупные предприятия, набравшие долги за рубежом. Поэтому национализация для многих гигантов отечественной промышленности в ближайшем будущем покажется наилучшим выходом из сложившейся ситуации.

В целом же отечественная экономика встала на рельсы, уводящие нас в середину 1990-х гг. — к полному развалу промышленности и финансового сектора. Это и станет расплатой для страны, проводящей невоздержанную политику потребления без развития собственных производственных сил.

dubinskiy