Финансы

Ненужные деньги

В этом году у банков появятся средства, но банкиры пока не знают, куда их стоит вкладывать

В первом квартале 2010 г. банкиры заговорили о положительном тренде, который выразился в притоке депозитов. Это пока не привело к адекватному возобновлению кредитования, и не обещает прибыльной работы банков.

Наихудшие свои времена украинская банковская система пережила в первом квартале кризисного 2009 г. В прошлом году банки интенсивно теряли пассивы, снижалась ликвидность банковской системы, возник острый дефицит валюты. «Кризис в банковской системе заключался прежде всего в оттоке депозитов и невозможности привлечь рефинансирование и дополнительное фондирование.

Второй по значению проблемой было ухудшение качества активов, поскольку клиенты банков были не в состоянии рассчитаться по кредитам. Доля проблемных кредитов достигла пика в 2009 г. Многие банки провели реструктуризацию, частично разрешив сложности с проблемной задолженностью»,— считает аналитик ИК «Ренессанс Капитал Украина» Анастасия Головач. По мнению председателя правления УкрСиббанка BNP Paribas Group Сергея Наумова, большая часть задолженности предприятий была реструктуризирована в 2009 г.

Чиновники НБУ оценили долю проблемных кредитов по состоянию на 1 января 2009 г. в 9,4% кредитного портфеля. Однако официальная статистика Нацбанка, по мнению аналитиков, значительно искажает действительное положение дел. «Статистика НБУ искривленная, поскольку далеко не все банки предоставляют полную информацию. По нашим оценкам, проблемные кредиты в некоторых банках достигают 50% портфеля. В среднем по системе этот показатель находится на уровне 30%»,— отметила  аналитик «Ренессанс Капитал». Банкиры утверждают, что больше всего просроченной задолженности сосредоточено у заемщиков, которые относятся к малому и среднему бизнесу.

Стремительное ухудшение качества активов в связи с кризисом — давно не новость. В ответ на это банки под давлением Нацбанка вынуждены были сформировать дополнительные резервы, иностранные банки при помощи материнских структур нарастили свой капитал. «Что касается украинских банков, то те из них, которые самостоятельно не справились с задачей наращивания капитала, были рекапитализированы за счет государства и налогоплательщиков. Остальные пока выживают своими силами»,— сказал «i» член правления крупного банка.

Тяжелее всех сейчас приходится небольшим банкам, которые не получили адекватной помощи от материнских структур. Эксперты сомневаются, что государство окажет им поддержку в случае обострения проблем с ликвидностью. «Ни правительство, ни НБУ не ринутся их спасать, как это было с тремя частными банками в прошлом году»,— считает Анастасия Головач. По ее оценкам, крепко стоят на ногах те банки, в пассивах которых большая доля депозитов физлиц.

Впрочем, во втором квартале 2009 г. ситуация частично начала меняться в лучшую сторону. В Нацбанке считают, что именно его стабилизационные меры — активное рефинансирование и ужесточение требований к банкам — положительно повлияли на ситуацию в финансовой сфере. В апреле возобновился медленный приток депозитов населения, кроме незначительного снижения в августе, а уже с ноября вложения физлиц потекли в банки уверенным потоком. Такая динамика не смогла компенсировать мощного оттока депозитов в первом квартале. В целом по итогам 2009 г. депозиты физлиц уменьшились на 1,9% — до 211,4 млрд. грн. Объем депозитов юрлиц за прошлый год сократился на 18% — до 116,5 млрд. грн. Вследствие этого общий объем депозитов уменьшился в 2009 г. на 8,3%.

В прошлом году практически полностью остановилось кредитование физлиц. Получить кредит на недвижимость или покупку автомобиля было почти невозможно. В результате объем кредитов населению в прошлом году сократился на 14%. Зато кредитование юридических лиц по итогам года выросло на 5%. Корпоративный сектор предпочитал заимствовать средства в национальной валюте: объем гривневых кредитов в 2009 г. вырос на 27% — до 287 млрд. грн.

Перелом тенденции

Первый квартал 2010 г. характеризовался расширением пассивной базы банков. В феврале-марте наблюдался значительный приток средств в национальной валюте на депозиты. Только в марте объем депозитов в целом по системе вырос на 13,96 млрд. грн., т.е. на 4,3%. Март стал первым месяцем 2010 г., когда был зафиксирован приток средств компаний в банки: юрлица разместили на банковских счетах 9 млрд. грн. В результате объем средств юрлиц в марте увеличился на 8,3% — до 118,3 млрд. грн. Прирост средств юрлиц происходил в основном в национальной валюте.

В марте 2010 г. население все активнее несло деньги на банковские депозиты. В январе-марте объем депозитов населения начал возрастать: прирост увеличивался с каждым новым месяцем. Если в январе объем депозитов физлиц вырос на 0,4%, то в феврале уже на 1,2%, а в марте — на 2,3%. Это свидетельствует о постепенном росте доверия населения к банковской системе. За три первых месяца 2010 г. вклады физических лиц увеличились почти на 4% — до 219,7 млрд. грн. Приток средств населения наблюдается как в национальной, так и в иностранной валюте. «Можно считать это началом позитивного тренда, и постепенно в связи с этим трендом ситуация налаживается»,— считает Анастасия Головач.

Однако рост ликвидности банков не привел к адекватному повышению их кредитной активности. Хотя увеличение средств юридических лиц содействовало снижению ставок по кредитам, это не содействовало активизации процессов кредитования. С начала года общий объем кредитных вложений банков уменьшился на 2,9%, до 696,7 млрд. грн. Объем кредитов, выданных юрлицам, уменьшился на 0,2%. Кредиты населению сократились в марте на 1,6%. Из-за отсутствия платежеспособных заемщиков банки значительную часть свободных ресурсов направляли в государственные ценные бумаги — ОВГЗ.

«До недавнего времени банкам проще было не ломать голову над тем, кого можно кредитовать, а покупать ОВГЗ. Если государство занимало почти под 30%, то на что мог рассчитывать корпоративный сектор?» — сказал «i» член правления крупного украинского банка. Однако сейчас доходность гособлигаций существенно снизилась, и, как прогнозируют участники рынка, это станет ориентиром и для стоимости корпоративных заимствований. «В зоне внимания банков окажутся ориентированные на экспорт отрасли, которые можно кредитовать в иностранной валюте. А также пищевая и перерабатывающая промышленность, транснациональные компании. Хорошо зарекомендовавшие себя в кризис импортеры тоже могут рассчитывать на финансирование»,— считает Сергей Наумов.

Собеседник «i» из правления крупного банка считает, что нынешний приток депозитов в систему — это в подавляющей массе короткие деньги. «Их недостаточно для восстановления кредитования. Доступ к стабильным длинным ресурсам может обеспечить выход на рынки внешних заимствований. Но пока ставки там не приемлемы для бизнеса»,— отметил банкир.

По мнению господина Наумова, увеличение ликвидности банковской системы ведет к постепенному восстановлению кредитования. «Пока банки предоставляют предприятиям краткосрочное финансирование, на пополнение оборотных средств. Как правило, такие краткосрочные ссуды возобновляются, если компания остается в хорошем финансовом состоянии. К сожалению, о долгосрочном кредитовании в гривне говорить еще рано»,— отметил банкир. По его мнению, в период кризиса предприятиям более важно реструктуризировать существующие долги, чем брать новые. «Производство и продажи падают, поэтому необходимости в новом финансировании оборотного капитала нет. Но это придет с ростом экономики»,— прогнозирует господин Наумов.

По оценкам экспертов, предприятия сейчас действительно больше нуждаются в долгосрочных ресурсах, которые востребованы с целью реструктуризации краткосрочных кредитов. «Эти кредиты брались для долгосрочных проектов с надеждой, что они всегда могут быть пролонгированы. Кризис это не позволил сделать. Поэтому у многих соискателей кредитов уже есть долги, которые необходимо пролонгировать или реструктуризировать»,— отметил член правления крупного банка.

Сергей Наумов считает, что проблемная задолженность в банковском секторе является главным препятствием для начала банками полномасштабного финансирования. «Многие заемщики продолжают вести себя некорректно, предпочитают банкротиться, коррумпировать суды, чтобы не возвращать долги. Поэтому банки сейчас осторожны. Да, ресурсы есть, и их нужно размещать. Вопрос только, куда»,— отметил банкир.

Банки стали очень осторожными, отказавшись от принятия быстрых решений о выдаче кредита. Теперь они изучают каждый аспект финансирования и бизнеса заемщика и предъявляют более жесткие требования к обеспечению, к структуре сделки, оформлению всевозможных поручительств и гарантий. Дисциплинирует заемщиков и то, что банки в период кризиса стали очень плотно общаться друг с другом на тему проблемной задолженности.

Впрочем, некоторые банки начали кредитование физических лиц. В апреле «Эрсте Банк» объявил о том, что возобновил выдачу кредитов на покупку авто и жилья на вторичном рынке в национальной валюте. «Условия на рынке кредитования теперь более жесткие, и «Эрсте Банк» также будет очень осторожным и выборочным в кредитовании новых клиентов. В первую очередь получить кредиты смогут постоянные клиенты банка, которых мы хорошо знаем и которые хорошо знают нас. Заемщикам следует понять, что кредиты смогут получить только те клиенты, которые готовы придерживаться взятых на себя обязательств и имеют хорошую кредитную историю»,— рассказывает Светлана Черкай, зампред правления «Эрсте Банка». По ее словам, банк в первую очередь будет оценивать не залог, а заемщика, обращая внимание на прозрачность и стабильность его доходов. Более того, влияние на решение о выдаче кредита будет иметь также финансовое состояние и политика предприятий, на которых работают заемщики.

В условиях, когда банки располагают только короткой и дорогой гривней, с точки зрения розничного бизнеса одними из самых приемлемых банковских продуктов являются потребительские кредиты и факторинг. Тогда как долгосрочное кредитование населения, по мнению банкиров, восстановится, когда у банков появятся ресурсы сроком на три-пять лет. «Оживление ипотеки будет зависеть именно от наличия долгосрочных ресурсов. Сейчас банки кредитуют под залог недвижимости только тех людей, у которых есть больше половины требуемой суммы и которые могут погасить долг в течение года. Но таких людей немного, и решения по таким кредитам принимаются индивидуально, что противоречит концепции массовых продаж в банковском розничном бизнесе»,— считает господин Наумов.

Регулирование

В 2010 г. изменились подходы, исповедуемые руководством Нацбанка. Если в прошлом году НБУ опасался усиления давления на гривню, которое могло привести к девальвации национальной валюты, то в 2010 г. валютный рынок стабилизировался.

НБУ больше не препятствует увеличению ликвидности в гривне. Регулятор изменил правила рефинансирования банков, утвердив постановление, согласно которому будут использоваться две формы рефинансирования — краткосрочное и стимулирующее. Благодаря стимулирующему рефинансированию банки смогут получить дешевые средства на длительный период. «Далеко не все нюансы в этих нововведениях на данный момент прояснены, однако в целом можно говорить о том, что НБУ готов и дальше поддерживать рост ликвидности. Остатки на корсчетах банков с начала года увеличились на 20-30%. Это связано с тем, что НБУ выкупает гособлигации, которые были внесены в капитал рекапитализированных банков. Кроме того, увеличивается приток депозитов»,— отметила аналитик «Ренессанс Капитал».

Комментируя намерения Нацбанка предоставлять банкам стимулирующие кредиты на длительный срок и под низкую ставку, председатель правления УкрСиббанка отметил, что согласно постановлению банки могут получать стимулирующие кредиты только под финансирование стратегически важных товаропроизводителей. Иными словами, круг потенциальных получателей более дешевых кредитов не так уж и широк. «В связи с этим, я думаю, данное постановление требует доработок, чтобы это позволило финансировать более широкий круг предприятий, которые также играют важную роль в дальнейшем росте экономики страны. Кроме того, хотелось бы, чтобы ставки были еще ниже. Потому что для предприятий эти ресурсы с учетом маржи и затрат на риск могут оказаться дорогими (примерно 17-20% годовых)»,— отметил банкир.

Однако в планы НБУ может вмешаться правительство, которое намерено ограничить выдачу коммерческих ссуд Нацбанком. В проекте письма правительства Украины к директору-распорядителю Международного валютного фонда (МВФ) Доминику Стросс-Кану сказано о том, что стабилизационные займы будут выдаваться лишь в исключительных случаях и только системным, платежеспособным и жизнеспособным банкам на определенный срок без возможности продления. В планах правительства также снижение объема рефинансирования, которое осложняет проведение монетарной политики и банковского надзора. Если системный отток депозитов не возобновится, правительство и НБУ не будут предоставлять новые займы по рефинансированию любому неплатежеспособному банку. Согласно планам Кабмина, в 2010 г. финансовая поддержка на проведение рекапитализации банков будет ограничена планкой в 20 млрд. грн.

Прогноз на 2010 г.

Эксперты прогнозируют, что 2010 г. банки закончат со значительными убытками. «Убытки будут в официальной отчетности, которую банки предоставляют Нацбанку. Все дело в том, что у банкиров нет намерений платить много налогов. Они пользуются возможностью делать формальные отчисления в резервы и уменьшать прибыль банка, но при этом не уменьшается реальный денежный поток. Убыточность в отчетности — для банков не трагедия, главное — это позитивные денежные потоки»,— сказал член правления крупного банка.

«В целом за период кризиса из банков было изъято около $30 млрд. По оценкам экспертов, в руках населения сосредоточено около $55 млрд. По мере нормализации политической ситуации и улучшения положения в экономике люди понесут деньги в банки, как минимум на текущие счета»,— прогнозирует Анастасия Головач.

atanasov