Финансы

Минфин берет дефицит на себя

В Минфине считают, что следующего транша кредита МВФ можно ждать во втором полугодии

Если правительству удастся смягчить требования Международного валютного фонда до уровня 4% дефицита бюджета и 1,5-2% долга «Нефтегаза» для получения следующего транша, его можно ждать уже во втором полугодии, считают в Минфине.

По словам замминистра финансов Александра Савченко, формально дефицит бюджета в 2009 г. составлял 21 млрд. грн. или 2,37% ВВП, хотя фактически составляет от 4,5 до 6%. «Если к этому добавить 2-2,5% долга «Нефтегаза» и 2,4-2,5% долгов финансовой системы, пошедшие на докапитализацию банков, суммарный дефицит составит всего 10% ВВП, что гораздо ниже, чем у стран-соседей, не говоря уже о США или Великобритании»,— говорит он.

Более того, подчеркивает замминистра, говорить о бездефицитном бюджете в условиях кризиса непрофессионально, поскольку если банковская система не кредитует экономику, это должно делать правительство за счет дефицита. В то же время, считает господин Савченко, выполнять требования МВФ, закладывая 3%-ный дефицит, очень вредно для экономики, естественным выглядело бы его уменьшение на 1-2% в год. Впрочем, если удастся достичь компромисса и договориться о снижение дефицита с 6% до 4%, а также повысить тарифы на газ для населения и принять мораторий на увеличение финансирования социальных программ на более высокий процент, чем прирост ВВП, Украина вполне справится с балансированием нужных показателей.

Экс-министр финансов Виктор Пинзеник придерживается радикально противоположной позиции. «Бюджет прошлого года я называю «перенедовыполненным». Каждый месяц его вроде бы перевыполняли, а в конце года обнаружилась дыра в 21 млрд. грн.,— говорит он.— Но гораздо интереснее одновременный рост госдолга на 122 млрд. грн. Кто его сделал? НБУ и правительство, причем НБУ — минимально. А если сюда добавить невозвращенный НДС и 57 млрд. грн. невыполненных обязательств, в которых доля правительства никому не известна, то понятно, что страна в любой момент может потерять равновесие».

По расчетам господина Пинзеника, дефицит бюджета на 2010 г. составит минимум 150 млрд. грн., исходя из осеннего проекта. «А потом были соревнования, кто больше навредит,— досадует он.— Поднимались зарплаты бюджетникам, принимался закон о социальных гарантиях, а «Нефтегаз» теперь субсидирует всю страну, а не только физлиц, продавая газ ниже закупочной цены. Скоро бюджета не будет хватать даже на долги». Более того, считает эксперт, МВФ стране не помог, потому что «прикрыл язвы, из-за чего не возникло ощущение беды», и в дальнейшем будет лучше, если финансирование будет приходить под конкретные реформы. Причем уже после их проведения.

В свою очередь исполнительный директор по экономическим вопросам НБУ Игорь Шумило считает, что повышением тарифов на газ дело не исправишь, хотя ни о внутреннем, ни о внешнем дефолте речь не идет. По его мнению, главной проблемой, мешающей грамотно управлять дефицитом бюджета, является не инфляция, а ее волатильнось (65% колебания в обе стороны.— Авт.), а также неправильная трактовка термина «докапитализация». «Это слово означает рост стоимости активов, чего не произошло ни с «Нефтегазом», ни с государственными банками»,— отметил он. А бумажное наполнение капитала ситуацию не улучшает.

По мнению же директора Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерия Гееца, бездефицитный бюджет возможен только при росте ВВП 7%, а не 3%, как сейчас в Украине. При этом исключительно сокращением расходов тоже нельзя решить все вопросы. «По нашим оценкам, теневой ВВП Украины составляет 460 млрд. грн. Если хотя бы 10% от этой суммы вывести на свет, проблема с дефицитом элементарно решается,— рассуждает он.— Денег внутри страны вполне достаточно, надо только понимать, как и куда они движутся». Кроме того, по качеству регуляторной политики Украина занимает место между 130 и 140 в мире. «Если срочно не принять соответствующие меры, а ВВП вырастет всего на 3%, долговая удавка нас задушит»,— уверен господин Геец.

galitskaya