Финансы

Тарас Андрощук: «Конфликта старых и новых актуариев нет»

С этого года вступили в силу новые требования Госфинуслуг к актуариям

Данные требования в Украине выполняют только девять человек. Не сильно ли комиссия затянула гайки, и хватит ли страховому рынку актуариев, рассказал «i» Тарас Андрощук, председатель комиссии профессиональных актуариев Украинского общества финансовых аналитиков.

Вопрос: Чем отличается работа украинского актуария от европейского?

Ответ: В первую очередь, «наполнением». Фактически, сейчас официальная роль актуария, согласно украинским нормативным актам,— это только расчет части показателей, касающихся формирования и инвестирования резервов, в ежеквартальном отчете страховщика для лайфовых компаний, а также подписание размера тарифов для рисковых СК и методик расчета тарифов для лайфовых компаний. При этом ожидания от результатов работы актуария у нас такие же, как на Западе — мнение актуария в некоторой степени является гарантом платежеспособности компании. В страховании жизни актуарий на деле отвечает за то, что компания не занижает в балансе свои обязательства перед клиентами, хотя, например, в Великобритании актуарий отвечает, в том числе, и за качество покрывающих такие обязательства активов.

Однако в рисковом страховании скромная роль, отведенная актуарию законодательно, не дает ему практически никакой возможности увидеть и просигнализировать о надвигающейся опасности. Конечно, многие компании понимают, что правильные, с математической точки зрения, конструкция продукта, расчет тарифов и резервов, отслеживание актуарной прибыли или убытка, анализ причин их возникновения, стресс-тестирование — это фундамент жизнеспособности страхового бизнеса. Такие компании используют гораздо более широкий, чем установленный законом, спектр услуг актуариев, в основном своих сотрудников, иногда — консультантов. Но в таком случае ответственность за окончательные действия несет менеджмент компании — он волен как прислушаться к актуарию, так и просто «принять к сведению» расчеты и умозаключения страхового математика, а действовать, исходя из текущей «бизнес-необходимости», что часто на деле и случается.

В: Квалификационные требования к отечественным актуариям, имеющим право подтверждать резервы компаний, закрепленные в нормативах Госфинуслуг, являются сопоставимыми с международными требованиями?

О: На самом деле, они занижены. Например, можно сравнить наши требования с квалификационными требованиями британской актуарной профессии. Украинское свидетельство на право выполнять и подтверждать актуарные расчеты, «право подписи», требует, помимо трехлетнего опыта работы и знания украинского законодательства, лишь сдачи четырех экзаменов технической серии СТ для временного свидетельства на три года и восьми экзаменов этой серии для бессрочного свидетельства. При этом требования к полной квалификации в Британии — это уже 14 экзаменов. Соответственно, наши четыре экзамена можно отнести лишь к неофициальному статусу part-qualified (используется соискателями и рекрутерами при поиске работы), а наши восемь экзаменов почти соответствуют уровню британского «Диплома по актуарным техникам», что также весьма далеко от полной квалификации.

В: Даже с учетом таких требований сейчас в Украине имеют право работать только девять актуариев. Достаточно ли этого для украинского рынка?

О: Давайте не смешивать понятия «работать», «подписывать документы» и «нести ответственность». В идеале все специалисты, которые выполняют актуарные работы, должны быть сертифицированы, чтобы существовала гарантия для менеджмента и клиентов относительно качества их работы. Сейчас в Украине есть около 70 человек, которые реально работают актуариями, но только девять имеют необходимый уровень международного образования, достаточный для сертификации по действующим квалификационным требованиям. Потому эти люди имеют право подтверждать расчеты своей подписью и несут за это профессиональную ответственность.

Более пяти лет назад Госфинуслуг приняла новые, более жесткие требования к квалификации, хотя все еще не такие строгие, как на Западе. Комиссию можно понять. Актуарии — это люди, которым они делегируют ряд своих полномочий в плане обеспечения платежеспособности компаний. В Украине профессия актуария проходит этап становления. Проведение разовых несистемных образовательных курсов не может гарантировать соответствие их слушателей действительно лучшим международным стандартам этой профессии. Потому Госфинуслуг сейчас и делает ставку на признанные во всем мире актуарные квалификационные системы, в том числе — имеющие хорошую репутацию в плане отсутствия недобросовестности и попустительства к студентам. Это вселяет в регулятора уверенность в качестве подготовленных специалистов.

Количество актуариев с правом подписи по новым требованиям будет увеличиваться. Буквально на днях два человека прошли обучение и сдачу квалификационного минимума, после чего к девяти сертифицированным актуариям добавятся еще двое. Весной, по завершению экзаменационной сессии Британского института, может добавиться еще несколько человек. Всего в Британском институте актуариев зарегистрировано более 50 украинцев, и это число постоянно растет. Обучение проходит заочно, а экзамены сдаются дважды в год в Киевском экзаменационном центре, потому есть все возможности, не прерывая работу актуарием в СК, сдать нужное количество экзаменов.

В: Но справятся ли сертифицированные специалисты с обслуживанием страхового рынка уже сейчас?

О: Если правильно подойти с организационной стороны и если Госфинуслуг подключится к этому процессу, то справятся. Как минимум на том уровне проверки, как это делалось до сих пор. Но мы смотрим дальше, и хотели бы к сложившимся на рынке подходам добавлять новые требования — например, чтобы все работы проводились только через официальные договорные отношения с компаниями; чтобы отчет актуария о проделанной работе стал нормой; чтобы были выписаны стандарты требований к актуарному заключению; чтобы, наконец, появилась серьезная ответственность актуария.

Мы будем работать вместе с Госфинуслуг над тем, чтобы все эти положения были оформлены в нормативные документы. Поскольку из девяти актуариев, имеющих право подписи, часть работает в иностранных компаниях, не составит труда привнести на украинский рынок лучшие международные наработки.

В: Какие, например?

О: Например, в начале/середине финансового года в некоторых странах есть практика проводить так называемые «Отчет о финансовых условиях» (Financial condition report) и «Проверку базы данных полисов» (Policy data review).

«Отчет о финансовых условиях» — это исследование бизнеса на основе гипотез, отвечающих реальному опыту развития портфеля компании. Актуарий приходит к выводу, устойчиво ли развивается компания или есть угроза, что не хватит денег на ведение бизнеса. По результатам этого отчета регулятор может вмешаться в деятельность компании, если есть определенные тревожные признаки. При этом отчет готовится весьма детальный, и его могут читать пользователи без специального актуарного образования.

«Проверка базы данных полисов» — это проверка того, хранятся ли данные с достаточным уровнем детализации и согласуются ли они с тем, что написано в условиях договора страхования. По сути это элемент контроля к требованиям ведения персонифицированного учета договоров страхования.

Есть много других полезных примеров. Но начинать, безусловно, следует с построения эффективной модели роли актуария на украинском страховом рынке — нужно еще раз пересмотреть сферы применения актуарного заключения, выписать стандарты и требования к работе специалистов, установить ответственность и т. д.

В: Готов ли страховой рынок к новому качеству работы актуариев?

О: Заключение актуария — при условии, что оно имеет правильное наполнение, выполнено в соответствии с соблюдением жестких профессиональных стандартов и в условиях обязательного следования профессиональной этике — несет для страховой компании огромную степень гарантии (есть более правильное английское слово — assurance) и дополнительной стоимости.

Объективное положительное заключение дает правильные сигналы всем пользователям такого отчета: менеджмент получает сигнал, что он избрал правильную стратегию, и это помогает ему выбрать корректные дальнейшие шаги; акционеры понимают, что бизнес развивается правильным путем, и скорее примут решение о дальнейшем его развитии; клиенты получат дополнительное подтверждение в надежности компании и — более вероятно — продолжат доверять ей свои средства; а регулятор получает уверенность в отсутствии проблем.

Аналогичную ценность имеет и объективное отрицательное заключение, поскольку у всех сторон есть возможность принять своевременные взвешенные решения для исправления ситуации. Естественно, рынок нуждается в этой дополнительной степени уверенности. А получить ее возможно только при глубоком пересмотре подходов к актуарной деятельности в Украине, придании ей так называемого нового качества.

В: Корректна ли в Украине методика расчета резервов, применяемая как в рисковом, так и в лайфовом страховании?

О: Ситуация кардинально отличается в лайфовом и нон-лайфовом бизнесе. Если в положениях о резервировании компаний по страхованию жизни случаются методологические недочеты, то это скорее исключения, чем правило, и зачастую они не существенны с точки зрения общего объема обязательств. Я не говорю о качестве активов, покрывающих эти резервы: в Украине это не сфера ответственности актуария. В нон-лайфе методика формирования резервов содержит ряд грубых упрощений, например, касательно резерва возникших, но не заявленных убытков, резерва незаработанных премий. И, кроме того, актуарий в нон-лайфе не должен проверять и подтверждать достаточность резервов обязательствам. Эти факторы привели к тому, что ситуация с резервами в рисковых компаниях в данный момент гораздо тревожнее. В перспективе мы должны прийти к проверке актуариями резервов рисковых СК. Это крайне важно. В отличие, кстати, от подписания актуариями тарифов — ведь актуарий не может проверить способ применения этих тарифов в реальном бизнесе компании, а потому, даже при самых идеальных тарифах, менеджмент, теоретически, может проводить политику демпинга, заниматься схемным страхованием и — в результате — даже довести компанию до банкротства.

В: Чем грозит компании актуарная ошибка?

О: В качестве примера возможного масштаба угрозы от актуарной ошибки можно привести классическую историю об английской страховой компании Equitable Life. Кстати, именно в этой компании, основанной еще в 1762 г., впервые в мире применили равномерную страховую премию для долгосрочных договоров страхования жизни, основанную на использовании таблиц смертности; впервые посчитали резервы по методике, которая практически без изменений сохранилась до наших дней; здесь впервые распределили между страхователями ежегодные и финальные бонусы. Более того, сам термин «актуарий» применительно к страховому бизнесу родился именно в этой компании. На пике своего успеха Equitable Life имела около 1,5 млн. страхователей и около 26 млрд. фунтов стерлингов ($42 млрд.) активов в управлении.
Так вот, в декабре 2000 г. эта компания была близка к банкротству, потому что ответственный актуарий компании на протяжении ряда лет некорректно резервировал один из пенсионных продуктов компании.

Ошибка состояла в том, что актуарий не отражал должным образом заложенную в продукте гарантированную доходность, которая достаточно долгий период времени была выше фактической рыночной ставки. При детальной проверке оказалось, что разрыв между обязательствами и активами компании составляет около 4,5 млрд. фунтов стерлингов. В результате новый бизнес Equitable Life был запрещен постановлением палаты лордов, всем страхователям были существенно снижены страховые суммы по полисам, а компания была выставлена на продажу.

В: Как можно разрешить конфликт «новых» и «старых» актуариев?

О: Нет никакого конфликта. Есть ситуация, имеющая признаки конфликта, у некоторых актуариев и Госфинуслуг. Дело в том, что 40 человек, получивших когда-то право подписывать тарифы и резервы, считают, что полученное ими в 2000 г. образование является достаточным для соответствия новым квалификационным требованиям, принятым Госфинуслуг в 2005 г. С другой стороны, представители комиссии справедливо замечают, что не в их компетенции и обязанностях выносить решение о соответствии и достаточности этого образования новым требованиям.

Наверное, единственно правильным разрешением проблемы было бы привлечение стороны, способной сделать подобное заключение. Такой стороной является Британский институт актуариев. Во-первых, эта организация проводила курсы в 2000 г. Во-вторых, текущие квалификационные требования опираются, в том числе, на сдачу экзаменов этого института — именно он может установить степень соответствия между двумя программами.

Удивляет другое. Вопрос остается нерешенным более пяти лет. За это время коллеги, учитывая их значительный опыт, могли давно уже с легкостью сдать всю серию экзаменов, а не только основные четыре, и не иметь проблем. Но почему-то никто даже не попытался этого сделать.

Считаю нормальной ситуацию, когда у регулятора есть растущие ожидания к нашей профессии. В начале развития рынка принимается один уровень требований к специалистам, потом он возрастает. Так, например, никого сегодня уже не смущают требования к руководителям страховых компаний иметь высшее экономическое или юридическое образование. То же и в актуарной профессии. Например, сегодня украинская квалификация — это лишь небольшая часть британской квалификации, но завтра, не исключено, эти требования могут и выровняться. Беды в том нет — просто будем продолжать совершенствоваться и повышать свою компетенцию.

В: Необходимо ли строить в Украине национальную систему подготовки и сертификации актуариев?

О: Во-первых, она уже начала оформляться. Но систему нельзя строить на пустом месте. Нужны специалисты, которые достигли действительно глубоких фундаментальных и подкрепленных опытом знаний в актуарной сфере; которые могли бы стать во главе образовательного процесса и гарантировать честность экзаменационной составляющей системы. Также должна быть значительная и постоянная потребность рынка в новых актуариях, которая смогла бы финансово поддерживать существование такой системы, потому что, в конечном счете, именно рынку за нее придется платить.

Часть системы уже существует на базе Киевского университета им. Тараса Шевченко, на кафедре теории вероятностей и математической статистики. Многие выпускники этой кафедры работают актуариями в страховых компаниях и сдают экзамены в Британском институте актуариев.

Сейчас, с подачи Госфинуслуг, Министерство образования на базе все того же Киевского университета будет запускать отдельную магистерскую программу «Актуарная и финансовая математика». Так что на уровне базовой технической подготовки актуариев в Украине мы наблюдаем значительные продвижения.

А вот говорить о практической и специальной технической подготовке, по моему мнению, пока преждевременно. Хотя бы потому, что нет соответствующего уровня специалистов, которые будут преподавать такие предметы. Когда будет в Украине хотя бы с десяток полных членов, например, Британского актуарного общества с соответствующим опытом работы, тогда будут основания к созданию собственной украинской актуарной школы и профессия начнет приобретать черты преемственности и наследственности.

_______________________________

Андрощук Тарас Александрович родился 26 марта 1981 г. в Киеве. В 2003 г. закончил механико-математический факультет КНУ им. Тараса Шевченко по специальности «статистика». С 2004 г. проходит заочное обучение в Британском институте актуариев. Сдал всю СТ-серию (девять экзаменов) и получил «Диплом по актуарным техникам». В 2008 г. защитил диссертацию, посвященную применению дробного броуновского движения в финансовых и статистических моделях. В 2010 г. получает второе высшее образование по специальности «финансы» в университете «КРОК».
2005-2007 гг.— актуарий, начальник отдела актуарных расчетов и анализа в СК «Оранта-Жизнь». 2007-2008 гг.— председатель правления компании по страхованию жизни «Первая Украинская Страховая». 2008 г.— ведущий консультант Deloitte по направлению «Актуарные и страховые решения». 2009 г.— заместитель председателя правления по операционной деятельности СК «Оранта-Жизнь». 2010 г.— независимый консультант по актуарной деятельности и аудиту.
Женат, воспитывает троих детей.

datsyuk