Финансы

Банки выдержали девятый вал

Убытки банковской системы в 2009 г. превысили 38 млрд. грн.

По мнению президента Ассоциации украинских банков (АУБ) Александра Сугоняко, состояние банковской системы по итогам 2009 г. лучше всего характеризуется словосочетанием «жив, курилка». Но новому правительству достанется целый букет последствий прошлогоднего обвала и нерациональной политики своих предшественников.

По данным АУБ, после информационной атаки на Проминвестбанк в конце 2008 г. из банковской системы в течение двух кварталов была изъята каждая пятая гривня, тогда как и каждой двадцатой вполне достаточно, чтобы систему раскачало. Но уже в мае 2009 г. возобновился приток депозитов физических лиц, и до конца года их прирост составил 17,5 млрд. грн. «Средства на текущих счетах физлиц начали восстанавливаться еще раньше — в марте, и приросли на 16 млрд. грн.»,— уточнил господин Сугоняко.

Как иронизирует глава АУБ, «это значит, что деньги у населения есть, хвала выборам, позор инфляции». Тем не менее, поскольку прирост средств на текущих счетах значительно превышает в относительных показателях прирост срочных депозитов, доверие населения к системе существенно подорвано.

В то же время объемы депозитов юрлиц продолжали снижаться, хотя более низкими темпами, а средства на их текущих счетах приросли всего на 3 млрд. грн. «А вот у предприятий денег нет, позор выборам,— развивает мысль Александр Сугоняко.— Заводы не голосуют, потому позиция власти по отношению к ним была «дай денег, дядя».

Одновременно возросла и доля проблемных кредитов. В целом по системе их объем достиг 70 млрд. грн. и за год вырос почти в четыре раза, составив 9,1% кредитного портфеля. Еще 100 млрд. грн. отнесены в категорию «сомнительных», но могут начать приносить банкам прибыль, если экономика в ближайшее время заработает.

Поэтому банки были вынуждены  привлекать капитал для формирования резервов и увеличили уставники суммарно на 38 млрд. грн., из которых почти половина пошла на поддержку штанов государственных банков, которых теперь уже четыре. «Собственный капитал при этом снизился, то есть все увеличение пошло на формирование резервов»,— отметил президент АУБ.

Несмотря на некоторую стабилизацию в секторе, в 2010 г. новой власти придется столкнуться с целым комплексом последствий опрометчивых решений и предвыборного популизма. В частности, проблемой в квадрате останется работа с просроченной задолженностью по кредитам — программы рекапитализации, налаживание прозрачной работы коллекторских агентств, бюро кредитных историй, принятие решения о создании или несоздании санационного банка, о котором так много говорили. «Мертвые должны быть похоронены»,— уверен господин Сугоняко.

Кроме того, правительству придется определиться со стратегией относительно новых госбанков, проследить за тем, чтобы средства, направленные на рекапитализацию, попали в реальную экономику, а не на валютный рынок, и максимально содействовать возобновлению кредитования предприятий. В общем, работы — непочатый край.

Как отметил замглавы финансового комитета парламента Станислав Аржевитин, в 2010 г. борьба за возврат средств населения в банковскую систему должна быть поднята до уровня вопроса национальной безопасности, а не объявлена внутренней проблемой финансового сектора. «Деньги, которые ушли из банков, ушли из экономики и перекинулись в тень и на валютный рынок. Если подсчитать реальные потери, которые понес каждый украинец из-за оттока депозитов, то показатель инфляции можно смело умножать на два»,— считает он.

Впрочем, по мнению главы аналитического отдела компании «Синком Капитал» Владимира Динула, тенденция увеличения объема депозитов в гривне будет иметь продолжение, став основным индикатором восстановления доверия к банковскому сектору страны в 2010 г., хотя общая ситуация далека от радужной. «Говорить о возобновлении кредитования экономики не приходится. За прошлый месяц количество кредитов, выданных банками юрлицам, сократилось на 2%, и подобные тенденции будут преобладать на протяжении всего первого полугодия,— говорит он.— Однако можно выделить улучшение в сегменте депозитов физических лиц — гривневые вклады этой категории клиентов выросли на 0,9% и достигли 100 млрд. грн.». В то же время рост депозитов в иностранной валюте за тот же период составил 9,5%.

galitskaya