Непоследовательность Минфина при размещении гособлигаций сыграла злую шутку с премьером
Обратившись к крупнейшим банкам с просьбой приобрести ОВГЗ на сумму около 2 млрд. грн., Юлия Тимошенко получила всего около 800 млн. грн. Финансисты утверждают, что могли бы выкупить бумаги на сумму в 2 млрд. грн., если бы им были предложены одинаковые ставки доходности.
Совещание премьера с руководителями крупнейших банков состоялось в НБУ на минувшей неделе. Инициатором собрания была сама Юлия Владимировна, которая попросила главу Нацбанка Владимира Стельмаха помочь правительству с наполнением бюджета. По словам участников встречи, она проходила «достаточно комично». «Видимо, премьер рассчитывала, что совещание будет вести глава НБУ, но он попросил ее вести собрание и рассказать о своей просьбе. Было видно, что Юлии Владимировне слегка не по себе,— рассказывает один из участников собрания.— Ей явно не хотелось просить Стельмаха и нас о помощи после того вала критики, который обрушивался на систему в 2008-2009 гг.».
По словам банкиров, госпожа Тимошенко рассказала о достаточно слабых показателях выполнения бюджета. Дескать, экономика все еще переживает последствия кризиса, многие предприятия закончили год с убытками, поэтому авансовые перечисления налога на прибыль весьма незначительны. Премьер оценила размер дефицита госбюджета на январь-февраль в 7 млрд. грн.
«Нас попросили оказать правительству поддержку и приобрести гособлигации сроком на шесть месяцев по ставке 21% годовых,— рассказывает один из участников собрания.— Премьер хотела получить 4,6 млрд. грн., однако банкиры сообщили о возможности приобрести бумаги на сумму около 2 млрд. грн.». При этом Нацбанк выступил квазигарантом этой сделки, пообещав выкупить у банков ОВГЗ за пять дней до даты их погашения, если у правительства будут сложности с выполнением долговых обязательств.
На вопрос премьера, почему банкиры не хотят выкупить на таких условиях весь предложенный им объем шестимесячных ОВГЗ, финансисты посетовали на отсутствие на встрече ПриватБанка, которому Нацбанк продлил на год рефинансирование на 3,5 млрд. грн., притом что 20% активов банка — это ликвидные средства.
Впрочем, исходя из результатов состоявшегося на минувшей неделе аукциона, Минфину удалось собрать всего 0,8 из 2,1 млрд. грн., которые банкиры пообещали правительству. В частности, бумаги приобрели Укрсоцбанк, УкрСиббанк, «Райффайзен Банк Аваль» и «Ситибанк (Украина)». При этом последний завысил ставку доходности по бумагам — вместо оговоренных 21% годовых, банк выставил предложение со ставкой 22,5%.
По словам одного из банкиров, согласие Минфина на такую доходность бумаг могло послужить причиной отказа других финучреждений от сделки. «Я не могу объяснить своему хэд-офису, почему я покупаю бумаги с доходностью 21% в то время, как такие же бумаги могут принести 22,5% годовых»,— говорит банкир. При этом он не отбрасывает возможности, что ОВГЗ на 1,2 млрд. грн. будут доразмещены Минфином в самое ближайшее время, «если будут гарантированы равные условия для всех банков».