Финансы

Инвесторы хлопают дверью

Украине сложно рассчитывать на скорый приток иностранных вложений

Прирост прямых иностранных инвестиций в Украину в 2009 г. сократился более чем вдвое, но оживления в ближайшее время не ожидают даже чиновники. Банкиры утверждают, что некоторые послабления со стороны Нацбанка могли бы выправить ситуацию, но регулятор им не внемлет.

В постоянно раздираемом этническими и религиозными конфликтами секторе Газа бизнес вести легче, чем в Украине, и иностранный инвестор там себя чувствует в несколько раз более защищенным. Во всяком случае, так считают во Всемирном банке. В ежегодном отчете Doing Business 2010 банк поместил нашу страну на 142-е место из 183 по уровню экономической свободы.

Отечественная статистика с западными аналитиками не спорит. По данным НБУ, чистый объем притока прямых иностранных инвестиций в Украину в январе-октябре составил $3,976 млрд. (43,45% от объема инвестиций за тот же период прошлого года). Отечественные банкиры бьют тревогу и уверяют, что Национальный банк в силах выправить ситуацию, если пойдет на определенные уступки.

Развяжите банкам руки

«Сегодня в страну вкладывают либо большие оптимисты, либо крупные авантюристы»,— убежден глава правления УкрСиббанка Сергей Наумов. Он считает, что банкиры первыми ощущают настроения инвесторов. «А какими могут быть их настроения, если Украина позволяет себе не выполнять взятые на себя обязательства ни перед МВФ, ни перед Всемирным банком»,— эмоционально подкрепляет мнение коллеги вице-президент «Альфа-банка (Украина)» Роман Шпек.

Страна катастрофично теряет международное доверие, уверены банкиры. И это еще полбеды. Вторая половина — законодательная база и деятельность регуляторов рынков. В качестве примера стоит взять тот же финансовый сектор. Полный препятствий на пути иностранного капитала, таких как политическая нестабильность, законодательная путаница и налоговый бедлам, он окружен и рядом узкоспециализированных ограничений. Одна из главных проблем, по мнению банкиров,— валютные риски инвесторов. Инструменты их хеджирования в стране попросту отсутствуют. Кроме того, не повышают деловую репутацию Украины и такие меры регулятора, как запрет на досрочное выполнение требований по внешним долгам и устаревшая максимальная ставка для иностранных кредитов, считает господин Наумов.

НБУ скидок не дает

Чиновники сохраняют свою инертность. Главный регулятор банковского сектора своей озабоченности спадом инвестирования в страну не скрывает. Но и послабления регулятивных препятствий иностранным инвесторам в ближайшем будущем не обещает. «Инвестиции инвестициям рознь,— говорит заместитель директора департамента валютного регулирования НБУ Сергей Кораблин.— Одно дело — инвестиции в производство, и совсем другое — вкладывание денег в различные спекуляции. К примеру, рассуждая о либерализации валютного рынка, не стоит забывать о резком дефиците валюты, возникшем в сентябре. Нацбанку тогда все это пришлось тушить своими интервенциями».

Один из ведущих «пожарных» Национального банка утверждает, что руководство НБУ вынужденно балансировать между интересами инвесторов и вопросами экономической безопасности страны.
Что касается валютных рисков инвесторов, то тут чиновники просто разводят руками. «Каким образом можно хеджировать эти риски, если в стране нет фондового рынка?» — недоумевает господин Кораблин. Его коллега, начальник отдела инвестиционных операций НБУ Сергей Чечель идет дальше, напоминая о том, что некоторые инструменты хеджирования вообще опасны и несут в себе инфляционную составляющую.
Не обещает руководство Национального банка и разрешить досрочное погашение внешних долгов, ссылаясь на то, что это приведет только к усилению оттока капитала из страны. Хотя в НБУ и соглашаются, что максимальную ставку для зарубежных кредитов, возможно, и стоит пересматривать чаще, но самого зарубежного инвестора руководство НБУ, похоже, уже считает персонажем мифическим. «Перспектив я не вижу. Есть только надежда на скорое оживление цен на сырье на зарубежных рынках»,— признается господин Кораблин.

Поздно пить «Боржоми»…

В условиях, когда инвестиционный ресурс развитых экономик мира ограничен, каждая развивающаяся страна по-своему пытается повысить привлекательность своих рынков. То, что в Украину приходят хоть какие-то деньги,— факт сам по себе удивительный. И низкие инвестиционные рейтинги страны — проблема не новая, и с мировым финансовым кризисом она едва ли связана. Решать ее следует системно и комплексно, говорят эксперты.

К сожалению, в системность решения каких-либо проблем в Украине уже мало кто верит. Бывший заместитель председателя Национального банка Сергей Яременко считает, что сегодня только человеку с больным воображением может прийти в голову идея инвестировать в Украину, когда во всем мире значительная часть производства простаивает. «Стране с постоянным политическим кризисом, которая к тому же задавливает предпринимательство монетарными, фискальными и валютными инструментами при каждой возможности, ни на какие инвестиционные ресурсы рассчитывать не стоит вообще,— говорит господин Яременко.— У вас вызывает удивление четырехмиллиардный прирост инвестиций? Абсурдное число? А если предположить, что в большинстве своем это деньги, которые направляются в страну для спасения своего бизнеса, вам эта цифра не кажется еще более абсурдной?».

Представители одного из крупнейших инвесторов финансового сектора — Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) — высказываются мягче. Главным препятствием на пути притока капитала в страну они считают отсутствие политической и законодательной стабильности. «Когда принятый закон сразу же получает 10 проектов поправок к нему — это нельзя назвать стабильностью»,— говорит руководитель проектов в финансовом секторе ЕБРР в Украине Александр Павлов.

Он утверждает, что многие иностранные инвесторы уже подумывают о выходе из различных секторов украинского рынка. А по данным опроса, проведенного в Украине SEOLA Group, таких инвесторов больше половины. 60% опрошенных руководителей иностранных инвестиционных компаний планируют в ближайшее время либо заморозить свои проекты в Украине, либо уйти с рынка.

Для сравнения, считающаяся на Западе тоталитарной Беларусь в том же самом рейтинге Doing Business 2010 по степени экономической свободы в стране опережает Украину на 87 позиций, проигрывая нам только по сложности налогообложения (Украина — 181-е место, Беларусь — 183-е из 183). Минск в этом году с успехом провел крупный международный инвестиционный форум и привлек многих инвесторов, рассчитывающих на скорую приватизацию белорусских предприятий. И основным фактором привлекательности в данном случае является стабильность государственной политики, доказанная годами. Украине же, похоже, и вправду пока стоит рассчитывать только на оживление внутренней экономики за счет повышения сырьевого спроса на международных товарных рынках.

Комментарий редактора

Дмитрий Горюнов, заместитель главного редактора, Киев — Нью-Йорк — Киев:

— Несмотря на неутешительную статистику, на самом деле на Западе все же есть желающие вкладывать в украинскую экономику или, во всяком случае, интересующиеся ею. В этом я убедился лично, посетив конференцию «Украина: возможности и вызовы», проведенную совместно Financial Times и Фондом эффективного управления.
Так вот, желающих принять участие в конференции американских инвесторов — как действующих, так и потенциальных — оказалось больше, чем мест в зале. Регистрация завершилась на числе 125, из которых инвесторов было не меньше половины. «Я жила в этом отеле несколько дней назад. Выходя как-то на улицу, я повстречала старого знакомого. Он очень хотел принять участие в мероприятии и жаловался, что регистрация была закрыта, прежде чем он успел записаться»,— рассказала управляющий редактор американского офиса Financial Times Кристина Фрилэнд.
Один из первых выступавших, бывший посол США в Украине Вильям Тэйлор заверил присутствующих, что кто бы ни был избран следующим украинским президентом, в стране все будет в порядке. «Меня как-то спросили, почему именно меня, с опытом работы в Ираке и Афганистане, назначали послом в Украине. Мол, не потому ли, что опыт в таких интересных местах будет полезен? Так вот — ничего подобного. Это назначение было скорее наградой за прежние заслуги»,— шутил он.
Конечно, кризис, о котором почему-то мало кто говорил, изменил привлекательность секторов отечественной экономики. Раньше на коне были финансовый сектор, торговля, транспорт и телекоммуникации, промышленность. Сейчас эти секторы сохраняют потенциал роста (кроме химпрома), но более перспективными являются туризм, логистика, инфраструктура и некоторые виды машиностроения, считает старший менеджер McKinsey & Company Елена Кузнецова.
При ответе на провокационный вопрос исполнительного директора «Смарт-Холдинга» Алексея Кузнецова, кто в какие секторы вложил бы личные средства, мнения представителей украинской стороны разделились. Народный депутат Борис Колесников назвал сельское хозяйство и пищевую промышленность, мэр Львова Андрей Садовый — туризм и информационные технологии, генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко — инфраструктуру и логистику.
Поначалу мне показалось странным, что присутствующие в зале американские бизнесмены не проявляли особой активности, общаясь больше между собой. Во всяком случае, вопросы к спикерам звучали в основном от журналистов и от представителей украинской стороны. Однако впоследствии оказалось, что у инвесторов все же были вопросы, просто они предпочли их задавать в индивидуальном порядке.
Более того, перепалка между украинскими политиками, которую они затеяли в ходе секции, посвященной препятствиям для инвестиций, не отпугнула инвесторов, и даже наоборот. Один из них потом признался, что такие дискуссии значат, что в стране демократия, и что таких дискуссий нельзя услышать в России и даже в самих США. Осталось дождаться послевыборной статистики по инвестициям, чтобы посмотреть, насколько оптимизм инвесторов превратился в денежные потоки.

kozhirnov