Финансы

Отпетые мошенники

45% руководителей компаний в Украине поймали подчиненных на воровстве

По результатам пятого Всемирного обзора динамики экономических преступлений, проведенного PricewaterhouseCoopers при участии бизнес-школы INSEAD, за последний год 43% руководителей фиксировали на вверенных им предприятиях экономические преступления.

PricewaterhouseCoopers опубликовала результаты обзора экономических преступлений; в рамках исследования было опрошено 3037 респондентов из 54 стран мира, в том числе 65 представителей бизнеса из Украины, что позволило выделить нашу страну в виде отдельного направления. По словам управляющего директора PricewaterhouseCoopers в Украине Бориса Краснянского, результаты украинского исследования совпадают с выводами всемирного отчета и подтверждают рост рисков, связанных с экономической преступностью.

В мировом разрезе наибольшее количество мошенничеств (37%) было выявлено на государственных предприятиях и в общественных организациях, причем 18% из них были выявлены случайно, а каждое третье было обнаружено благодаря наводкам сотрудников, не связанных со службой безопасности.
Прошлогодний экономический спад значительно повлиял на уровень экономической преступности: 35% опрошенных подтверждают увеличение материального ущерба от мошенничества в течение последних 12 месяцев, 48% опрошенных указывают на рост количества случаев мошенничества. При этом, по мнению украинских топ-менеджеров, основными факторами, влияющими на рост мошенничества в стране, являются коррупция (26%) и угроза увольнения (23%). «Когда мы говорим о коррупции, то имеем в виду не ее украинский вариант — коррупцию государственных структур и служб, а случаи, когда менеджеры компании берут деньги от конкурентов или используют свое положение, чтобы разворовывать компанию и обманывать акционеров»,— уточнил господин Краснянский.

В то же время, как показал аналогичный опрос в мировом масштабе, на экономические преступления против родных корпораций сотрудников чаще всего подвигают труднодостижимые целевые показатели деятельности, которые назвали ключевым фактором 47% опрошенных. У нас в стране этот показатель гораздо ниже — 19%, что обусловлено, судя по всему, отсутствием «целевых показателей деятельности» как таковых во многих компаниях. При этом максимальную вероятность дальнейшего увеличения количества фактов мошенничества и злоупотреблений респонденты соотносят с компаниями, у которых более 50% вознаграждения топ-менеджмента составляют бонусные схемы.

Экономический кризис, судя по результатам исследования, несколько усугубил ситуацию с экономической преступностью: 43% респондентов отметили увеличение количества случаев мошенничества, а 42% — увеличение ущерба от них. Что неудивительно, поскольку манипуляция бухгалтерской отчетностью заняла в списке финансовых преступлений «почетное» второе место, сразу после хищений имущества, и достигла 38%. Кстати, 55% украинских респондентов отметили, что годовые убытки, полученные ими от нечистых на руку работников, превысили $100 тыс., но наиболее распространенным преступлением у наших соотечественников является взяточничество (59%).

При этом всего 7% случаев мошенничества в Украине были обнаружены посредством внутреннего аудита в компаниях, в то время как у всемирной аудитории именно внутренний аудит является самым эффективным методом раскрытия экономических преступлений и приводит к выявлению 17% мошенничества в мире. Это говорит о том, что методы противостояния экономической преступности в украинских компаниях еще находятся в разработке, допускает Борис Краснянский.

Тем же фактором, по его мнению, объясняется отсутствие топ-менеджмента как фактора внутреннего риска мошенничества в ответах украинских респондентов (в мире в высшем руководстве сомневаются 6% опрошенных.— Авт.) с полным переводом стрелок на менеджеров среднего звена (88%). «Возможно, это получается из-за того, что внутренний аудит в компаниях часто подчинен генеральному директору, а не наблюдательному совету, как положено»,— пошутил господин Краснянский.

Впрочем, за последний год опрошенные украинские компании внедрили дополнительные процедуры проверки идентификационной информации клиентов и поставщиков (48% компаний), укрепили службу внутреннего аудита (46%), сделали акцент на соблюдении профессиональной этики (37%), внедрили дополнительные процедуры, связанные с набором и увольнением сотрудников (34%), а также пересмотрели политику в сфере противодействия мошенничеству (31%). Тем не менее прогнозы относительно ухудшения ситуации у наших топ-менеджеров вдвое пессимистичнее, чем у их западных коллег.

galitskaya