Финансы

АУБ ответила Кабмину

Банкиры имеют свое видение причин финансового кризиса, отличное от правительственного

Ассоциация украинских банков (АУБ) от имени своих членов отказывается брать на себя ответственность за все беды украинской экономики, включая девальвацию гривни. Президент АУБ Александр Сугоняко просит не манипулировать цифрами, а глава совета НБУ Петр Порошенко считает, что других факторов, кроме паники, для обесценивания гривни нет.

«Заявление премьер-министра Юлии Тимошенко, что банковская система является основным фактором рецессии украинской экономики из-за снижения объемов кредитования реального сектора, высоких процентных ставок и стремительной девальвации гривни,— это просто несерьезно»,— отчеканил президент АУБ Александр Сугоняко и решительно протер очки.

По его мнению, подобные заявления являются «неуклюжими попытками власти накануне выборов переложить ответственность за кризис в экономике на банковский сектор» путем манипуляции цифрами и смешивания причин и следствий. «В отличие от стран Запада, в Украине кризис принесла в банковскую систему реальная экономика, а никак не наоборот. Если ВВП в стране упал на 20%, а активы банковской системы — всего на 5%, очевидно, не банки виноваты»,— утверждает глава АУБ.

При этом, по словам Александра Сугоняко, 110 млрд. грн., выданные НБУ для рефинансирования коммерческих банков, еле-еле компенсировали отток депозитов из банковской системы (по официальной статистике, объем депозитов юридических лиц за полгода снизился на 20%, физических — на 10%, что суммарно составляет около 30 млрд. грн.— Авт.). «Добавьте к этому еще 71 млрд. грн., снятый в последнем квартале прошлого года,— и вы получите именно те 110 млрд., которые дал Нацбанк»,— отметил он.
В то же время, даже по официальным оценкам, портфель плохих кредитов вырос в 2,7 раза, и к концу года может достигнуть 70-90 млрд. грн. «В таких условиях банкам проблематично выдавать кредиты: во-первых, не из чего из-за оттока ресурсов, во-вторых — некому из-за высоких рисков невозврата»,— уверен глава АУБ.

К сожалению для всех, считает господин Сугоняко, в ближайшее время курс национальной валюты лучше не станет. «Я вижу желание политиков на этом зарабатывать. Видимо, не на что проводить избирательную кампанию»,— тонко намекнул он. Поэтому уже до апреля 2010 г. стоит ожидать серьезного витка инфляции, задержки зарплат бюджетникам и «голого популизма» со стороны органов власти всех веток.
Досталось от АУБ и Нацбанку — за ставку рефинансирования в 16% и за монетизацию ОВГЗ для рекапитализации проблемных банков. Впрочем, Александр Сугоняко признал, что «если бы ставка была 0%, на валютном рынке происходили бы другие ужасы».

В свою очередь, глава совета НБУ Петр Порошенко днем ранее на конференции с инвесторами в ИК «Конкорд капитал» клятвенно пообещал, что Нацбанк продолжит ужесточать монетарную политику, и, кстати, в сентябре пока не выдал ни единого кредита рефинансирования и не выкупал гособлигации.

При этом господа Сугоняко и Порошенко продемонстрировали удивительное единодушие в прогнозах относительно улучшения торгового баланса в этом году. Так, по словам главы АУБ, при существующих резервах $0,4 млрд. дефицита — не причина для девальвации гривни. По мнению же главы совета НБУ, в условиях сбалансированного платежного баланса «других факторов, кроме паники, для обесценивания гривни нет». И вообще, мол, потенциальные угрозы для устойчивости гривни формируются лишь в политической сфере, поскольку предвыборная политическая борьба может спровоцировать панику на наличном рынке. При этом он подчеркнул, что Нацбанк внимательно следит за развитием событий, поскольку дальнейшая девальвация гривни дополнительно ухудшит качество кредитных портфелей украинских банков, которые на 54% сформированы валютными займами. А господин Сугоняко сурово подытожил, что банки не могут нормально работать в негативной экономической среде, которая формируется экономической политикой, осуществляемой, согласно Конституции, собственно Кабинетом министров. Крайних, как обычно, не нашли.

galitskaya