Финансы

Неликвид

Похоже, Нацбанк передумал проводить конкурс по выбору компании для управления активами банка «Славянский». Не из кого выбирать. Между тем срок ликвидации  уже закончился, поэтому ликвидационная комиссия утратила свои полномочия «выбивать» деньги из должников. Неудовлетворенными остались требования всей третьей очереди кредиторов на сумму около 225 млн. грн.

Закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает жесткие сроки ликвидации банка. По окончании этого срока, если еще остались непроданные активы, ликвидатор должен передать их в управление другому юридическому лицу, которое имеет опыт взыскания долгов. Ликвидация банка «Славянский», начатая пять лет назад, завершилась 11 января 2006 г. Таким образом, сейчас, после окончания срока, ликвидационная комиссия лишилась права реализовывать активы.


«У ликвидатора еще и ограничены денежные ресурсы. У него уже нет возможности участвовать в судебных процессах. А компания, которая имеет опыт работы на этом рынке, может взять активы в управление и получить за это вознаграждение. Размер вознаграждения оговаривается при подписании трехстороннего договора», — сообщил «ЭИ» источник в запорожском управлении Нацбанка (по действующему на тот момент законодательству, а ликвидационная комиссия являлась структурным подразделением управления НБУ по месту регистрации банка. — Авт.). Управление НБУ в Запорожской области и ликвидкомиссия банка заранее — в декабре 2005 г. — объявили конкурс по выбору юридического лица для передачи ему в управление оставшихся активов «Славянского». Срок подачи заявок закончился 24 декабря 2005 г. Как сообщили «ЭИ» в управлении НБУ, на участие в конкурсе было подано две заявки. По словам председателя ликвидационной комиссии Веры Латун, регулятор рассматривал заявки 26 декабря. С тех пор прошло больше месяца, но компания до сих пор не выбрана.


«ЭИ» обратились в Нацбанк с просьбой прокомментировать ситуацию. Нам прислали официальный ответ такого содержания: «Размещение объявления в прессе и поступление заявок для участия в конкурсе не обязывают Национальный банк Украины привлекать третье лицо для управления активами и заключать с ней договор». Вполне возможно, что НБУ просто не из кого было выбирать. Как рассказал «ЭИ» помощник руководителя Союза защиты интересов вкладчиков и потребителей банковских услуг КАБ «Славянский» Жорж Очерет, одна из компаний, изъявивших желание поучаствовать в конкурсе, подумала-подумала и отозвала заявку. Вторая хотела получить право взыскать долги лишь нескольких, определенных предприятий-дебиторов, что не предусмотрено нормативными актами Нацбанка. «Я не берусь однозначно утверждать, что это именно те две компании, о которых вам сказали в управлении. Возможно, были и другие желающие, но наверняка не лучше предыдущих, раз никого так и не выбрали», — предположил г-н Очерет. Таким образом, процесс ликвидации банка зашел в правовой тупик. Банк нельзя исключить из реестра, пока у него есть активы.


В ноябре прошлого года НБУ пустил в ход еще один способ свести баланс. Он предложил кредиторам выкупить права требования к должникам и самостоятельно «выбивать» в судах свои деньги. «Они предложили список из более чем десяти предприятий. Там были Енакиевский коксохимзавод (долг — 400 тыс. грн.), «Кривбассрудоремонт» (13 млн. грн.), «Запорожтрансформатор» (611 тыс. грн.), Черноморский банк реконструкции и развития (500 тыс. грн.) (далеко не «мертвые», кстати, предприятия. — Авт.) и другие (похуже. — Авт.). Общая сумма составляла 37 млн. грн., — говорит Жорж Очерет. — Кредиторам предложили выкупить эти непогашенные активы в размере их требований, что предусмотрено нормативными актами Нацбанка (Постановление НБУ №369 от 28.08.01). Наша организация написала письмо председателю НБУ Владимиру Стельмаху, в котором возразила против демарша НБУ и ликвидационной комиссии. Комиссия переложила свои обязанности на плечи кредиторов. При этом на раздумья был отведен слишком короткий срок, две недели, если я не ошибаюсь. Никто не проконсультировал людей, как вести эти судебные процедуры, а они ведь не имеют достаточных юридических познаний».


Несколько кредиторов все же написали заявления, сообщил г-н Очерет. В основном те, которым «Славянский» задолжал небольшие суммы. По словам Веры Латун, сейчас у банка осталось активов на 13,5 млн. грн. Кредиторские требования в разы больше — около 226 млн. грн. По состоянию на 27.01.06, неудовлетворенными остались требования нескольких кредиторов второй очереди на сумму 66 тыс. грн., а третья очередь в полном составе — 1116 кредиторов, которым банк задолжал 225,2 млн. грн. Таким образом, даже если Нацбанк найдет компанию, которой можно передать активы, и даже если она взыщет долги с дебиторов, это лишь позволит Нацбанку наконец-то забыть об одном из самых громких дел о банкротстве банка. Можно с уверенностью предположить, что требования кредиторов третьей очереди останутся неудовлетворенными практически полностью.

prodaeva