Курс доллара на межбанке вчера вырос до 8,33 грн./$1, на наличном рынке — до 8,4 грн. (покупка)
Курс доллара на межбанке вчера вырос до 8,33 грн./$1, на наличном рынке — до 8,4 грн. (покупка)
НБУ традиционно объясняет это перегретым спросом и рекомендует не нервничать, а население не менее традиционно выгребает из обменников доллар по спекулятивной цене.
Руководитель группы советников главы Национального банка Валерий Литвицкий заявил, что причиной падения в Украине курса гривни к доллару на протяжении последних дней является не дефицит валютного предложения, а перегретый спрос. «Фундаментальных причин для такого ослабления гривни, которое мы наблюдаем в последние дни, по моему мнению, нет, поэтому мы будем нашими инструментами влиять на стабилизацию курса»,— отметил он.
По словам господина Литвицкого, гривня с начала года укрепилась на 40 копеек, а с 15 июля ослабилась на 20 копеек. Процесс укрепления национальной валюты после резкого падения в четвертом квартале прошлого года, по его мнению, является «эффектом коррекции «передевальвированной» гривни». Именно поэтому, по словам господина Литвицкого, Национальный банк в этом году более смело делает интервенции, хотя «ведет их целомудренно» и не допускает чрезмерных колебаний. «Только не нервничайте, если вы ночью заснули, а утром не увидели нового курса. Не нервничайте. Это непросто сделать»,— добавил Валерий Литвицкий.
Некоторые банкиры также объясняют потерю гривневых позиций активными спекуляциями на рынке. «В первом полугодии экономические факторы были не в пользу национальной валюты — она держалась и укреплялась. А сегодня, когда система стала потихоньку стабилизироваться, началась девальвация»,— отмечает заместитель председателя правления коммерческого банка Игорь Львов. По его мнению, это свидетельствует о том, что на курсе кто-то играет, используя негативные ожидания. «Это чистая спекуляция. Поэтому хотел бы, чтобы не поддавались ажиотажу и не бежали покупать, какие бы колебания ни происходили. Курс поштормит, а потом он снова будет около 8 грн./$1»,— считает он.
«В следующем году курс пойдет в обратную сторону и может пойти очень быстро»,— уверен независимый финансовый эксперт Эрик Найман. По его оценке, значительное ослабление гривни в текущем году является временным явлением, которое уже в следующем году сменится на ревальвацию. «Если сейчас курс поднимается до 10 грн./$1, то в следующем году мы увидим откат до 7,5-8 грн./$1. Выше 10 грн./$1 я не жду, но даже если будет 9 грн./$1 — наверное, буду продавать»,— говорит он.
В то же время заместитель главы НБУ Александр Савченко нарекает на общую нестабильность. «Текущий курс — это и есть плата простого украинца за тот хаос, который мы имеем в нашей стране»,— считает он, при этом поддерживая мысль, что фундаментальных причин для роста доллара выше 8 грн. нет.
Впрочем, это не мешает регулятору доступными методами ограничивать прибыль коммерческих банков от подорожания американской валюты. Как писали «i», НБУ разработал план дополнительных мер по обеспечению стабильности гривни и банковской системы страны, предусматривающий введение с сентября 2%-ного ограничения маржи на наличном валютном рынке. Участники рынка от этой меры не в восторге, а в ее эффективность верят слабо. «Введение маржи подстегивает негативные прогнозы и может стать стимулом для населения запастись валютой впрок, что обвалит курс»,— считает Игорь Львов.
«Рынок штормит и лихорадит. Именно по этой причине маржа в 2% может оказаться малоэффективной»,— считает советник главы правления Укргазбанка Александр Охрименко. По его мнению, целесообразно было бы установить маржу на уровне 5%, как это было в предыдущие периоды. «В стабильной ситуации 16-17 копеек разницы банкам достаточно. А после введения маржи они или станут прятать валюту, или введут комиссию на обменные операции», — допускает руководитель информационно-аналитического центра «Форекс клуб» Николай Ивченко. В любом случае ограничения наличного курса обычно приводят к дефициту валюты в обменниках и как следствие к большей нервозности населения.