Финансы

Борьба за чистоту дефолта

Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса намерена обратиться в суд с иском об аннулировании постановления Национального банка №421 от 22 июля, которое позволяет убыточным банкам не платить по облигациям

Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса намерена обратиться в суд с иском об аннулировании постановления Национального банка №421 от 22 июля, которое позволяет убыточным банкам не платить по облигациям. Тем более что не платить начали теперь уже государственные банки, благополучно раздающие депозиты населению.

Как писали «i», постановление НБУ №421 запрещает убыточным банкам досрочно погашать свои долговые ценные бумаги за исключением случаев, когда они погашаются по цене ниже 50% номинала и такое погашение не ведет к существенному ухудшению ликвидности банков.

«Постановление НБУ №421 позволяет банкам не возвращать деньги по своим облигациям, применяя разнообразные схемы, которые позволяют уклоняться от выполнения своих обязательств»,— считает генеральный директор УАИБ Андрей Рыбальченко.

Кроме того, по его мнению, Нацбанк действует в нарушение Конституции и ряда законов, из-за чего на рынке можно наблюдать, как, «прикрываясь» финансовым кризисом, многие эмитенты не выполняют свои обязательства. «НБУ — первый из государственных органов, который, по сути, дал зеленый свет на неисполнение таких обязательств»,— заявил господин Рыбальченко. Он сообщил, что ассоциация будет обращаться в Генпрокуратуру, чтобы та отреагировала на действия Нацбанка.

Держатели облигаций также возмущены действиями Нацбанка. «Постановление не соответствует действующему нормативно-правовому полю, которое регулирует обращение облигаций, изменяет ранее утвержденные условия выпуска и обращения облигаций, поэтому может быть успешно оспорено в суде»,— считают эксперты компании Concorde Capital.

Кроме того, по мнению главы УАИБ, пристального внимания Генпрокуратуры заслуживают попытки вывода эмитентами облигаций имущества и фиктивное банкротство. «В качестве примера можно привести ситуацию с «Караваном». Сейчас, фактически, на этом эмитенте остался только стол и стул директора: все активы и денежные потоки переведены на другое юридическое лицо, что, на наш взгляд, нельзя трактовать иначе как мошеннические действия, поскольку нет объективных фактов для смены юридического лица, кроме как действия, направленные на неисполнение собственных обязательств»,— считает господин Рыбальченко.

Напомним, что на указанное постановление НБУ ссылались Укргазбанк и «Родовід Банк», допустившие в начале августа дефолт по своим облигациям, уклонившись от выплат по офертам. В частности, Укргазбанк допустил дефолт по облигациям серии «С» на сумму 300 млн. грн., оферта по которым наступила 3 августа, а «Родовід Банк» по облигациям серии «В» и «С», объемы выпуска — по 125 млн. грн. каждая серия.

Что интересно, оба банка принимают участие в программе рекапитализации. Государство получило более 99,97% акций «Родовiд Банка» и около 81,58% Укргазбанка, для чего внесло в их уставные фонды ОВГЗ на сумму 2,808 млрд. грн. и 3,1 млрд. грн., соответственно. Причем «Родовід Банк» начал выплачивать депозиты, а Укргазбанк и не переставал этого делать.

Впрочем, действия Укргазбанка не стали сюрпризом для держателей облигаций: накануне эксперты прогнозировали, что ситуация с выпуском облигаций серии «С» будет во многом похожа на ситуацию с ранее частично реструктуризированным выпуском «А» — банк откажется выполнять выкуп своих бумаг по оферте, предложив взамен план реструктуризации обязательств. Правда, предложенные банком условия реструктуризации не являлись одними из худших на рынке, поэтому неудивительно, что большинство держателей облигаций предъявили бумаги к оферте.

Эксперты Concorde Capital считают, что постановление НБУ не даст позитивного эффекта банковской системе, но негативно повлияет на облигационный рынок. «В большинстве случаев держателями облигаций являются сами же банки. Мы полагаем, что на фоне таких новостей компании реального сектора также будут стараться не исполнять оферту, что сильнее всего отразится опять же на комбанках»,— считают они.

Чтобы частично смягчить сложившуюся ситуацию, проблему эффективного контроля на рынке корпоративных облигаций отрабатывает рабочая группа, в состав которой входит ГКЦБФР, Ассоциация фондовых торговцев (АФТ) и УАИБ, что позволяет объединять операторов и инвесторов фондового рынка. По словам члена совета УАИБ Игоря Когута, одной из задач группы является введение понятия «собрание облигационеров», разработка порядка осуществления действий при оферте, чтобы исключить возможность эмитента разными техническими методами избегать выполнения своих обязательств. «Мы намерены добиться того, чтобы требования держателей облигаций удовлетворялись не в последнюю очередь»,— подчеркнул он.

galitskaya