Финансы

ИСИ пока не уходят в валюту

Компании по управлению активам могут перевести часть средств своих фондов в валюту

Компании по управлению активам могут перевести часть средств своих фондов в валюту

Однако пока они не собираются этого делать, поскольку прогнозируют относительно небольшую девальвацию.

В июле гривня на безналичном рынке девальвировала на 3,8%. На пике ослабление национальной валюты достигало 5,1%. В частности, 1 июля за один доллар платили 7,76 грн., а 29 июля — 8,16. Осенью, в рамках второй волны экономического кризиса, прогнозируется дальнейшая девальвация гривни.

Тем не менее КУА пока не собираются переводить активы своих фондов в СКВ. «Теоретически это вполне возможно. Однако, как мы знаем, практика является критерием истины. Так вот, практика свидетельствует о том, что в настоящее время прозрачной и абсолютно легальной схемы работы ИСИ с валютными ценностями не существует. Есть попытки использовать различные серые схемы, которые могут работать при условии, что соответствующие регуляторы будут закрывать на это глаза. Мы эти схемы не используем»,— рассказал президент КУА «КИНТО» Сергей Оксанич.

Законодательство не запрещает ИСИ иметь в активах валюту, подчеркнул управляющий активами Parex Asset Management Ukraine Алексей Дударенко. Но Parex вряд ли будет переводить активы в иностранную валюту, поскольку это сопряжено с большими процедурными сложностями.

Господин Оксанич рассказал, что теоретическая возможность перевода активов в отдельные валютные позиции существует. Она, в частности, касается двух случаев. Первый — это открытие депозитных счетов в иностранной валюте, в пределах общего ограничения на банковские вклады. Второй — приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов (до 20% общей стоимости активов).

По первому варианту закон «Об институтах совместного инвестирования» допускает, что активы фонда могут состоять из денежных средств, в том числе в иностранной валюте. Например, СКВ может поступать на счет ИСИ от иностранных инвесторов, которые перечисляют ее в оплату приобретенных ценных бумаг ИСИ. Кроме того, закон устанавливает, что для формирования собственных активов фонды могут приобретать иностранную валюту через банковские учреждения, имеющие соответствующую лицензию.

«Однако, несмотря на наличие прямой нормы, НБУ не определил своими нормативно-правовыми актами порядок приобретения иностранной валюты для ИСИ. Поэтому такие средства могут быть приобретены при наличии соответствующего внешнеэкономического контракта»,— подчеркнул Сергей Оксанич.

Второй вариант также имеет свои сложности. Для покупки ценных бумаг иностранных эмитентов на международных рынках нужно получить валютную лицензию НБУ под конкретный договор купли-продажи этих бумаг. Также существует проблема подтверждения прав собственности на приобретенные бумаги в депозитарной системе Украины и их хранения в одном банке-хранителе.

«Наша страна пока не имеет прямых корреспондентских связей с депозитарными учреждениями ведущих стран мира, поэтому отразить в системе депозитарного учета права собственности на ценные бумаги, купленные на имя ИСИ за границей, практически невозможно. Но даже установлению такой возможности препятствует норма, согласно которой все активы ИСИ должны храниться только в одном банке-хранителе»,— отметил президент «КИНТО».

Единственным исключением из этого правила может служить возможность купить на ПФТС еврооблигации. 16 июня КУА «Всесвіт» приобрела через биржу в интересах открытого НПФ «ВСЕ» евробонды Украины. Директор КУА Ярослав Савченко рассказал тогда, что проведение сделки стало возможным благодаря тесному взаимодействию КУА, банка-хранителя пенсионного фонда и Национального депозитария, который подписал необходимые международные договоры о клиринге и расчетах.

По словам господина Дударенко, все желающие перевести активы в валюту уже сделали это. Сейчас же этот перевод почти уже не имеет смысла. «Не исключено, что ИСИ будут переводить какую-то часть активов в валюту, а некоторые, кто имел достаточную ликвидность в фонде, в принципе, сделали это уже давно. Мы не ожидаем, что гривня девальвирует за уровень 9 грн./$1. То есть падение гривни вряд ли составит больше, чем 10%, что не является критичным. Инвестирование в некоторые акции выглядит более привлекательным»,— считает эксперт.

Как считает господин Оксанич, наилучшим способом защиты как от девальвации, так и от инфляции, является диверсифицированное инвестирование в рынок акций. «Это подтверждает опыт и статистика последних ста лет деятельности фондового рынка. Именно инфляция является одним из факторов роста мировых фондовых индексов. Особенно это касается стран с переходной экономикой, к которым относится и Украина»,— подчеркнул он.

По мнению Сергея Оксанича, чем больше инфляционных и девальвационных проблем возникает на развивающихся рынках, тем большим в перспективе трех-пяти лет оказывается отрыв в доходности рынка акций от доходов по банковским депозитам.

lyamets