Финансы

Развивающиеся рынки забыли о Lehman Brothers

Значение сводного индекса MSCI Emerging Markets вчера впервые превысило уровень на закрытие торгов 12 сентября 2008 г. — в последний торговый день до объявления о банкротстве Lehman Brothers Holdings Inc.

Значение сводного индекса MSCI Emerging Markets вчера впервые превысило уровень на закрытие торгов 12 сентября 2008 г. — в последний торговый день до объявления о банкротстве Lehman Brothers Holdings Inc.

Рынки акций развивающихся стран отыграли падение, начавшееся после банкротства Lehman в сентябре 2008 г. Индекс ПФТС практически не отстал от уровня MSCI, но оптимизм инвесторов может оказаться преждевременным.

«Все указывает на то, что мы пережили худшее время для экономики,— утверждает представитель ING Investment Management Роберто Лампль.— Огромные вливания ликвидности привели к повышению аппетита к риску, именно поэтому более рискованные рынки опередили остальных». При этом MSCI World — сводный показатель для 23 развитых стран мира — все еще находится на 22% ниже отметки по итогам сессии 12 сентября 2008 г.

Поведение фондовых индексов служит опережающим индикатором для определения тенденций в реальном секторе экономики, напоминают эксперты. «Согласно ожиданиям, рост экономики в развитых странах возобновится не ранее 2012 г.,— объясняет Алексей Орлов, аналитик Foyil Securities.— В то же время экономика развивающихся стран, в частности Центральной и Восточной Европы, должна вернуться к росту уже в 2010 г. То, что фондовые рынки развивающихся рынков отыграли падение, а развитые еще нет, отражает именно эту разницу в ожиданиях восстановления мировой экономики».

Американскому фондовому индексу S&P 500 необходимо набрать еще 27%, прежде чем он достигнет уровня на закрытие торгов накануне объявления о банкротстве Lehman, а сырьевому индексу Reuters/Jefferies CRB до аналогичного уровня не хватает вовсе 40%.

Ситуация на соседних с Украиной рынках на сегодняшний день неоднородна. «Например, российские фондовые индексы (Россия входит в структуру The Emerging Markets Index.— Авт.) не реализовали еще свой потенциал и находятся на уровнях ниже максимумов 2009 г., которые были достигнуты в июне,— отметил руководитель аналитического департамента ИГ «ТАСК» Андрей Шевчишин.— Эти же уровни ниже значений 12 сентября 2008 г. Однако по итогам 7 месяцев РФТС показал рост 61,2%».

«Украина как раз отыграла падение после банкротства Lehman,— подчеркнул директор по международным продажам группы «Сократ» Константин Лесничий.— Другое дело, что глубина падения и темпы роста у нас были боле высокими, чем отражено в сводном индексе MSCI Emerging Markets. Это свидетельствует о двух вещах: о нашей достаточно высокой корреляции с мировыми площадками и о низкой ликвидности национального рынка».

Как уточнил Андрей Беспятов, руководитель аналитического департамента Dragon Capital, в отличие от большинства развивающихся рынков, Украина к моменту объявления банкротом Lehman Brothers уже упала с максимального значения более чем вдвое. «Преодолеть сегодняшний уровень в ближайшее время нашему рынку будет несложно, особенно на фоне существенного прогресса в стабилизации ситуации в банковском секторе и восстановления металлургии»,— считает эксперт.

«В Украине мы наблюдали самое драматичное падение основных макропоказателей среди сравнимых стран на фоне возрастания напряженности в финансовой системе,— развивает мысль Алексей Дударенко, управляющий активами Parex Asset Management Ukraine.— Это отпугивало нерезидентов от вложений в наши акции. Кроме того, политическая ситуация никак не способствовала их заинтересованности». Поэтому фактически мы еще далеки от уровней, наблюдавшихся в конце 2007 г. — начале 2008 г.

К тому же, считает начальник отдела торговли ценными бумагами ИК «Тройка Диалог Украина» Владимир Грищенко, ликвидность, закачанная ведущими центробанками мира, позволила восстановиться в первую очередь развитым и развивающим рынкам, а также сырьевым. «Основным спросом пользуются наиболее ликвидные рынки, к которым украинский, к сожалению, не относится»,— отмечает он. «Учитывая массовое бегство институциональных инвесторов в начале этого года, и отрицательного потока новостей о макроэкономике Украины и политической ситуации, неудивительно, что Украина не показала ралли, которое продемонстрировали другие рынки»,— считает Ник Пиацца, гендиректор Galt & Taggart Securities.

Украинский фондовый рынок с начала года вырос на 40,3% по индексу ПФТС и 40,1%-ный рост по индексу Украинской биржи. При этом, по мнению аналитиков, текущие уровни были достигнуты за счет внутренних ресурсов, вопреки тяжелой макроэкономической ситуации. «Рынок находится у тех максимальных уровней, которые могут поддерживаться локальными ресурсами, а они весьма ограничены»,— считает господин Дударенко. По его мнению, чтобы двинуться к очередным рубежам, недостаточно просто оптимистичного настроения, а необходимо вливание новой ликвидности, поскольку ресурсы, «влившиеся» в рынок весной, уже себя исчерпали.

«В июле украинские рынки не превзошли в росте рынки развитых стран, как это часто бывает на стадиях роста рынков,— считает Юрий Белинский, глава департамента аналитики Astrum Investment Management.— Очевидно, что импульс к росту с глобальных рынков в июле все же был менее сильным, чем в марте-апреле, когда рынки отскочили от крайне низких значений». По его мнению, сейчас рост на развитых рынках основан на ожидании роста экономики развивающихся стран в конце 2009 — начале 2010 гг., и этот импульс уже менее силен.

«Кроме того, по сравнению с Россией украинский фондовый рынок менее ресурсный, среди публичных компаний сырьевых не так много,— уточнил управляющий директор Concorde Capital Роман Насиров.— Потому восстанавливаться Украина будет, скорее всего, с отставанием в 20-30% от индексов других развивающихся стран».

Однако, если говорить о том, когда рынок отыграет до максимальных значений года, то скорее всего на это потребуется несколько месяцев, а может быть и лет. «Когда аппетит инвесторов к риску возрастет, мы ожидаем более стремительный рост на украинском фондовом рынке, чем среди рынков соседних стран, вследствие его маленького объема, что после вливания капитала вызовет ускоренный рост»,— допускает господин Орлов.

И все-таки есть большие опасения, что обещанная вторая волна кризиса на фоне развернувшейся предвыборной кампании разрушит такую оптимистичную перспективу. «Если пристально рассматривать прошлогодние тенденции, то с февраля по сентябрь наш фондовый снижался в основном на внутренних негативных новостях, а не на мировых тенденциях. Катализаторами падений на рынке становились проблемы с приватизацией, «стерилизация» гривни, парламентские баталии и колебания курса национальной валюты»,— напоминает Ирина Охременко, директор по инвестиционной политике ООО «Донфинсервис».

Впрочем, по мнению господина Лесничего, худшее позади. «Однако не нужно забывать, что мы выросли более чем в два раза с дна, которое наблюдалось в марте, причем выросли без объемов,— подчеркнул он.— Поэтому вероятность коррекции существует, и она может быть гораздо глубже, чем у соседей. Для этого достаточно, чтобы несколько крупных западных держателей начали продавать».

Кроме того, отмечает аналитик ГК «ТЕКТ» Ирина Васильева, долгосрочный рост фондового рынка возможен после возврата на рынок внешних инвесторов, когда сформируется избыточная ликвидность на мировых рынках капитала и перераспределения денег в финансовой системе. Впрочем, прогнозирует господин Грищенко, если «ралли» на мировых площадках продолжится, скажем, еще квартал, то и наш рынок будет активно наверстывать упущенное.

galitskaya