Недавно Киев посетило руководство французской страховой группы AXA
Недавно Киев посетило руководство французской страховой группы AXA
В интервью «i» директор по Центральной и Восточной Европе Сирилл де Монтгольфье сравнил украинский страховой рынок с соседними рынками.
Вопрос: Вы курируете деятельность группы еще в четырех странах (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия). Как бы вы сравнили удобство работы — с точки зрения законов, коррупции и т.д. — и глубину рынка в Украине и в соседних странах?
Ответ: Украина — наиболее многообещающий рынок региона, наряду с Россией. Законодательство у вас вполне стандартное, а вот уровень борьбы с коррупцией оставляет желать лучшего. Нынешний кризис должен подстегнуть рынок к тому, чтобы он стал более техническим, а тарифы по рисковому страхованию (в частности, по ОСАГО и КАСКО) больше соответствовали экономическим реалиям.
Но в целом весь регион, хоть страхование здесь и существует около 20 лет, по-прежнему является недострахованным. Скажем, что касается сбережений, в основном люди вкладывают деньги в краткосрочные инструменты или недвижимость. Страховые премии составляют 2-5% ВВП, тогда как, скажем, во Франции — свыше 10%.
Если сравнивать страны в пределах вашего региона, Украина переживает период роста, тогда как соседние рынки перешли в стадию консолидации. Кстати, по темпам роста нашего портфеля Украина входит в тройку самых быстрорастущих стран, наряду с Индией и Турцией.
В: Большинство проектов AXA в регионе стартовали с нуля. Почему тогда в Украине было решено купить действующую компанию?
О: В 2007 г. наш долгосрочный партнер BNP Paribas предложил нам сотрудничать с принадлежащим ему УкрСиббанком, что позволило нам существенно ускорить развитие. Запускать проект с нуля было бы дольше, поскольку у нас не было никакой базы в Украине. Аналогично мы поступили и в России, купив пакет акций компании «РЕСО Гарантия», чтобы сразу получить существенную долю этого большого рынка.
В других странах Центральной и Восточной Европы мы запускали рисковое страхование с нуля, поскольку у нас уже были некоторые местные структуры (сеть продаж, бэк-офис), доставшиеся нам после покупки Winterthur.
В: Кстати, а почему вы купили только миноритарный пакет акций «РЕСО Гарантия» (36,7%)? Есть ли у вас возможность нарастить размер пакета хотя бы до контрольного?
О: Когда мы покупали этот пакет в январе 2008 г. (сделка была закрыта в июне 2008 г.), частью соглашения был опцион на выкуп остальных акций. Мы можем реализовать этот опцион в 2010 г. и в 2011 г. Также, по условиям договора, менеджмент продолжает руководить компанией.
В: Вы собираетесь реализовать этот опцион?
О: Все будет зависеть от результатов работы компании. Пока что дела идут хорошо, если сравнивать с другими рынками. Например, продажи автомобилей в России упали на 30%, тогда как в Украине — на 80%.
В: Вас интересуют другие компании в России?
О: «РЕСО Гарантия» — третья по величине страховая компания в России. Так что мы сконцентрируемся на ее развитии.
В: Следуя такой логике, покупать другие страховые компании в Украине вы тоже не собираетесь? Сейчас многие собственники не отказались бы продать свои СК…
О: Мы — игрок номер два на украинским рынке рискового страхования. Это позволяет нам привлекать талантливых сотрудников и продавцов. Поэтому в покупке еще одной компании нет никакого смысла.
В: Группе сейчас принадлежит две компании в Украине. Вы собираетесь их объединять?
О: Да, сейчас идут подготовительные работы. Предположительно, это произойдет в начале следующего года.
В: В других странах региона группа больше сконцентрирована на развитии страхования жизни и пенсионного обеспечения. Почему только в Украине вы не занимаетесь этим бизнесом?
О: Можно сказать, что этот рынок попросту не существует. Опыт работы здесь наших конкурентов, других международных страховых групп (AIG, Grawe, собиравшаяся было выйти на рынок ING.— «i») показывает, что мы правильно сделали, что не занялись этим бизнесом в Украине.
В: Ну почему, формально этот рынок существует. Что конкретно вам не нравится — спрос, регулирование, что-то еще?
О: Действующее украинское законодательство не предусматривает существование продуктов Unit Linked (продукты, которые совмещают в себе инвестфонд и страхование жизни.— «i») и налоговых стимулов, что снижает спрос. Когда рынок появится, мы обязательно зайдем на него.
В: И вы будете создавать лайфовую компанию с нуля?
О: Конечно. Теперь у нас уже есть база для этого.
Сирилл де Монтгольфье — исполнительный директор AXA Group по Центральной и Восточной Европе с марта 2008 г. Присоединился к команде AXA в 1999 г., разрабатывал стратегию для AXA Conseil (сеть продаж), затем возглавил это подразделение. С 2002 г. — вице-президент AXA France по кадровым вопросам. С июня 2006 г. курировал приобретение и интеграцию в группу германской компании Winterthur.