Финансы

Корнел Тингуэли: «Аутсорсинг — это дешевле»

Недавно Ассоциация участников коллекторского бизнеса Украины вошла в Федерацию европейских национальных коллекторских ассоциаций

Недавно Ассоциация участников коллекторского бизнеса Украины (АКБУ) вошла в  Федерацию европейских национальных коллекторских ассоциаций (FENCA). Что это даст нашим коллекторам, и как развивается европейский рынок сбора долгов, «i» рассказал Корнел Тингуэли, президент FENCA

Вопрос: Как финансовый кризис повлиял на европейских коллекторов? Приходится ли вам собирать больше долгов?

Ответ: Одна часть финансового кризиса — внутренние проблемы банков, которые на наш бизнес особо не повлияли. Однако кризис перекинулся на всю экономику в целом, и это создало проблемы для разных отраслей, например для автопроизводителей. Поэтому общий эффект довольно ощутимый. Конкретных цифр пока назвать не могу, поскольку данные за 2008 г. еще обрабатываются и точная статистика будет к концу июня. К тому же, хотя финансовый кризис начался больше года назад, его эффекты распространились только ближе к концу прошлого года, так что проблемы будут появляться и сейчас.

В: Что собой представляет коллекторский бизнес в ЕС? Как много участников этого рынка? Каков размер компаний?

О: Наша федерация объединяет национальные ассоциации агентств, только по одной от каждой страны. Сейчас у нас 17 членов. В свою очередь, они охватывают примерно 1400 компаний, на которые приходится около 90% рынка в этих странах. Масштаб компаний различается в широких пределах — от компаний, состоящих из одного человека, до огромных сетевых компаний, работающих одновременно в разных государствах.

В: Каким образом регулируется этот бизнес?

О: Это уже зависит от государства. Обычно требуется определенная сертификация или разрешение. Прежде чем заниматься этой деятельностью, коллектору необходимо доказать, что он не мошенник и что он может этим заниматься. В некоторых странах, например в Германии, необходимо разрешение суда. Потенциальному коллектору придется сдать экзамен на знание законодательства. Кроме того, в этой стране достаточно сильная ассоциация. Она предоставляет возможность обучения, после которого вы сдаете экзамен, получаете сертификат и автоматически становитесь уполномоченным коллектором.

Вопрос: В Украине власти пытаются ввести лицензирование коллекторской деятельности…

Ответ: Я наслышан о конфликте украинских коллекторов с Министерством юстиции, которое одно время даже считало данный бизнес нелегальным. Такие конфликты пагубны не только для участников рынка, но и для экономики в целом. Коллекторы разгружают суды. А если не доводить дело до суда, это будет дешевле для заемщика и быстрее для кредитора. Да и всем остальным возврат долгов тоже нужен, ведь они в конечном итоге платят за невозвраты. Условно говоря, если в магазине периодически крадут товар, магазин включит его стоимость в цену остальных.

В: Какую долю плохих кредитов банки передают коллекторам?

О: Преимущественно, банки отдают обработку таких займов на аутсорсинг. Хотя, опять же, это зависит от страны. В Германии, Испании, Италии и скандинавских странах банки полностью передают плохую задолженность коллекторам. Лично я работаю в Швейцарии, где огромный банковский и страховой секторы. Можно было бы ожидать, что спрос на наши услуги также будет огромным. Но нет — здесь банки и страховщики предпочитают возвращать долги самостоятельно.

В: Практикуется ли выкуп долгов?

О: Выкуп долгов широко практикуется в США, где продается и покупается все (смеется). В Европе это не так распространено. В Великобритании такое начали практиковать три года назад, еще подобная форма работы популярна в Испании и Польше. В этих трех странах данный рынок довольно хорошо организован, в остальных не так. Хотя, с началом использования новых правил BASEL-2, многие банки начали продавать плохие долги. Еще это зависит от особенностей законодательства. Например, в Италии банки и телефонные компании не могут списать плохой долг, не уплатив налоги. Поэтому они продают такие долги.

В: Кто, кроме финансовых институтов, может воспользоваться услугами коллекторов?

О: В принципе, любая компания. Многие европейские компании самого разного калибра отдают возврат задолженности на аутсорсинг по той простой причине, что это дешевле.

В: И каковы тарифы европейских коллекторов?

О: В среднем около 10% от суммы кредита. Возврат небольших сумм будет немного дороже, крупных — немного дешевле. Еще цена зависит от срока просрочки по кредиту.

В: Какие методы у вас применяют коллекторы? Воображение типичного украинского заемщика обычно рисует человека с утюгом и паяльником…

О: Да мне кажется, что и у вас уже применяют те же методы, что и у нас. У агентства есть колл-центр, много красивых молодых женщин… (смеется). В общем, вскоре украинские заемщики должны поменять свое отношение к этому бизнесу.

Конечно, должны соблюдаться некоторые этические стандарты. Нельзя звонить должнику в два часа ночи или приходить к нему с бритоголовыми качками, вооруженными бейсбольной битой и пистолетом. Несколько лет назад в Германии был следующий прецедент. На рынке работало агентство под названием «Москва». В нем работали немцы, но они использовали, скажем так, грубые методы работы. В конечном итоге суд лишил их разрешения.

В первую очередь, должник является человеком, и с ним надо вести себя корректно, даже если он сам не всегда ведет себя так. Да, среди должников попадаются мошенники, но это не все должники. У человека может быть уважительная причина не погашать кредит, например, потеря работы, снижение зарплаты или увеличение расходов из-за рождения ребенка. В этом случае необходимо договариваться о каких-то компромиссах, реструктуризировать задолженность.

В: Как обстоят дела с защитой конфиденциальной информации?

О: Это уже вопрос законодательства каждой страны. Согласно внутренним стандартам федерации, запрещено собирать информацию, которая не является критичной для взыскания долга. Скажем, нужны имя, фамилия, дата рождения, адрес, телефон и кредитная история, не более.

В: Какое впечатление у вас сложилось об украинском рынке?

О: Я мало что знаю о нем, но происходящее здесь вполне вписывается в обычную картину развития рынка с нуля. Каждая компания ведет себя агрессивно, пытается завоевать долю рынка. Не обходится без ошибок, потому что многое делается наспех. Но в целом, я был приятно удивлен уровнем местных агентств. Например, они уделяют много внимания обучению сотрудников.

В: Какие выгоды несет членам украинской ассоциации ее членство в FENCA?

О: Поскольку Украина не является членом Евросоюза, с точки зрения лоббирования отраслевых интересов наши возможности помощи вам ограничены. Хотя более плотный обмен информацией позволит вам двигаться в направлении европейских стандартов. Ваша ассоциация (АКБУ) будет общаться с вашими политиками, рассказывать, в каком направлении движется этот рынок в Европе. Мы также будет предоставлять техническую помощь. Отчасти это будет и юридическая помощь, но не в смысле местного законодательства, которое ваши коллекторы знают лучше, я надеюсь (смеется). Для нас интерес в том, что ваши компании будут помогать нам возвращать деньги, которые украинские компании задолжали европейским.

Корнел Тингуэли работает в кредитной сфере с 1987 г., когда началась его карьера в компании Creditform. Сейчас он является акционером и исполнительным директором этой компании. В генеральном секретариате FENCA он с 2002 г., а в 2004 г. был избран президентом федерации.

goryunov